$MGNT
Почему нужно надеяться на дальнейший рост
$MGNT и {$FIVE}?
Казалось бы, и так они на каждом шагу. И в больших, и в малых городах. Заполонили каждую улицу, каждый ЖК, поглотили конкурентов и убили мелкие магазинчики. Значит, рынок завоеван, дальше расти некуда?
Конечно же, это не так.
1) Во-первых, географически
$MGNT и {$FIVE} захватили ещё не всё. Например, на Дальнем Востоке они вообще не представлены, но планы экспансии имеют. В Дагестане первые "Магниты" появились лишь в 2021 г. А у {$FIVE} магазины имеются лишь в 67 субъектах РФ.
2) Планы международной экспансии, конечно, сильно преуменьшились после введения санкций. Но все равно они есть. Так, в апреле 2022 г.
$MGNT запустил в Узбекистане сеть магазинов
MCosmetic - аналогов "Магнит Косметик". О планах {$FIVE} на соседние страны, правда, пока не известно. Международная экспансия - вещь сложная, зависящая от внешней политики. Но можно предполагать, что возможность выхода на рынки Узбекистана, Киргизии, Таджикистана вполне имеются. В отношении Казахстана и Белоруссии сложнее - могут в прямом смысле "не пустить". Но политика - дело тонкое, и порой многие аспекты сложно объяснить. Например, отношения РФ и Армении вроде бы сильно ухудшились. Но при этом, на рынок Армении заходит
$OZON
3) Касаемо "экспансии внутренней". Даже в тех регионах, где наши монополисты давно и прочно обосновались, им предстоит ещё много работы. Завоёвывать небольшие посёлки (главная проблема здесь - отсутствие подходящих помещений и плохая логистика, но всё постепенно решаемо). Захватывать или выдавливать конкурентов. Вот только в 2023 г. рынок всколыхнули новости о покупке {$FIVE} сетей «Виктория» и «Дёшево», а
$MGNT совсем недавно приобретал "Мегамарт" и "Дикси". Много осталось региональных конкурентов, кому нужно навязать бой и "отжать поляну": например, на Урале это "Кировский" и "Монетка", на Кубани "Табрис". Есть невнятная, но развитая сеть "Верный". А "Перекрёсток" вполне себе конкурент "Вкусвиллу".
4) Война будет продолжаться и через другие форматы. Предполагаю, что
$MGNT и {$FIVE} будут воевать не только за основные - продуктовые - рынки. Но и на фронтах дрогери, аптек, и особенно жёстких дискаунтеров. Как друг с другом, так и с остальными игроками: от безымянных оптовых баз до "Светофоров" с "Доброценами".
5) Собственное производство. Мало кто может этим похвастаться (если не считать продажу партнёрских товаров под собственной торговой маркой). Здесь лидер, безусловно,
$MGNT , который строит целые индустриальные города в Краснодарском крае и Адыгее (хлебокомбинаты, пивзаводы, плантации грибов и др).
6) Экспансия в "цифру". Развитие сервисов доставки и онлайн-покупок. Обе команды имеют достойные приложения и сервисы (потуги "Ашана" или "Окея" на этом фоне - детский лепет).
Считаю, потенциал роста большой, вкладываться нужно.
#идеянедели