💰Волна
#SPO – как не попасть в ловушку?
На российском рынке новый тренд: компании выходят на
#IPO, а потом, спустя некоторое время, проводят SPO.
Первопроходцем стала Астра
$ASTR
Потом о планах по SPO стали заявлять все подряд. Не сомневаемся, что рано или поздно почти каждая из недавно разместившихся компаний проведет SPO. Почему? Потому что:
📍Очень маленький free float. Большинство размещений было на 5-10% от капитала. Менеджмент прощупывал рынок, был не готов продавать более крупную долю бизнеса. Ждали удобного момента.
📍Размещались по низкой цене. Это было сделано для того, чтобы разогреть рынок IPO, повысить интерес инвесторов. Зато SPO проводят уже по более высоким уровням.
👉 Принцип такой: сначала продать чуть-чуть, разогнать котировки, а потом влить побольше акций и подороже.
🤔 Плохо ли это?
В самом SPO нет ничего плохого. Это способ увеличить ликвидность, повысить free float и попасть в индексы. В конце концов, что ещё оставалось делать компаниям на таком тонком рынке? Привлекать деньги как-то нужно.
То же самое касается и доп. эмиссии (важно не путать SPO и допку). Доп. эмиссия – в условиях высокой ставки это “дешевые” деньги для компании. Да, размываются доли акционеров. Зато можно привлекать финансирование без наращивания долга. Но это если в меру.
🚨Проблемы начинаются, когда компании злоупотребляют этим, от чего страдают интересы миноритариев. Несколько примеров:
📍Кристалл
$KLVZ Не собрали на IPO всю планируемую сумму, владелец весной “допродовал” в рынок, чем придавил котировки
📍SPO ЮГК
$UGLD Сначала заявили, что никаких SPO не планируется. Через месяц замаскировали допку под SPO. В пресс-релизе так и написали, что предложат 2-4% акций “исключительно из доп. эмиссии”.
📍М.Видео (допка)
$MVID Говорили про то, что фин. показатели улучшаются, а дивиденды теоретически возможны. Затем доп. эмиссия. Да, ее выкупит по большей части ЭсЭфАй, а MVID старалась поднять акционерную стоимость, но в проигрыше как всегда физики.
📋 Подводя итог: проблема не в самих SPO или допках, т.к. это нормальное рыночное явление. А в том, как их проводят. У компаний абсолютно нормально сказать, что никаких SPO, и провести их через несколько недель. Пытаются запутать терминологией, у некоторых эмитентов перед SPO идет разгон котировок.
Как спрогнозировать:
Почти любая компания, вышедшая на IPO с менее чем 10% фри-флоата, является кандидатом на SPO. И владельцы хотят продать побольше, и 10% позволяют переместиться в более высокий котировальный список или индекс Мосбиржи.
Если идет явный разгон цены после IPO, который совпадает с локап-периодом – еще один звоночек.
У компании явные проблемы с долгом, как у М.Видео или Сегежи
$SGZH – вероятность доп. эмиссии возрастает.
Где такие события маловероятны? В гос. компаниях или эмитентах с большим фри флоатом и без явных финансовых проблем.
#мнение
Источник: Invest Era