SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании или венчурным фондам.
SPO, в отличие от IPO, не влияет на размер уставного капитала компании. Но в то же время такое размещение все равно делает компанию публичной, то есть такой, чьи акции свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Кроме того, возрастет число акционеров, что делает акции ликвидными.
SPO следует отличать от публичного размещения дополнительных выпусков акций, которое называется follow-on (доразмещение), или просто PO (публичное предложение). В нашей стране достаточно часто встречается ошибка, когда повторное публичное размещение акций компании называют SPO. Причина в неправильном понимании значения английского слова secondary. Имеется в виду не «повторное» размещение, а «вторичное». Иначе говоря, когда акции выпускаются акционерным обществом, происходит первичное размещение. А когда они уже обращаются на рынке – это вторичный рынок акций.
SPO – это предложение уже существующих, принадлежащих кому-то акций, взятых со вторичного рынка. Как правило, через SPO продают свои ценные бумаги либо создатели компании, то есть изначальные акционеры, либо венчурные фонды, которые таким способом фиксируют свою прибыль.
Через процедуру SPO в те или иные времена прошли практически все компании из сферы высоких технологий в США, например «Майкрософт», основатели которой неоднократно продавали публично свои акции.
В России классический пример SPO – продажа госпакетов акций компаний.