...
$LKOH. Для тех кто не понял — это продолжение предыдущего, более философского поста про «сектор энергетики». Почему? Наиболее скроенная по «западным» лекалам компания. Можно по разному относиться к т.н. «западу», но глупо отрицать, что у них немного больше опыта в плане бизнеса и финансов чем у нас. Что такого в Лукойле? Чтобы объяснить — ещё немного ликбеза: на рынке акций MOEX, нет такого разнообразия компаний сектора, как допустим на NYSE. У нас это добывающие компании: ROSN, TATN, GAZP и SIBN, LKOH и косвенно связанные с ними: TRNF, GLTR, NMTP. На NYSE и других биржах можно увидеть как добывающие компании (XOM, CVX, BP), так и некоторые другие, напрямую относящиеся к нефтегазовому сектору. Буровые подрядчики: Maersk Drilling, NBR и наверное, самый известный –
$RIG. Их нанимают добывающие компании чтобы бурить. У них в собственности очень капиталоёмкие сооружения — буровые, есть люди, и они берут на себя значительную часть рисков, связанных с бурением. Говоря, например про Transocean это – 39 платформ и буровых кораблей. Когда есть работа, за некоторые ППБУ (google it!), заказчик может платить порядка миллиона долларов в сутки за аренду платформы. Но когда её нет — платформа стоит в порту, и буквально просит кушать. Приходится кормить, пусть и уменьшенную но команду и проводить мероприятия по сохранению состояния буровой. Актив превратился в пассив. Зачем инвестору связываться с таким бизнесом? Долгосрочному наверное незачем. А спекулятивно RIG стоил 80 центов в октябре 2020, а сейчас 8 долларов. Никакой Шеврон в 10 раз не подскочит. В РФ, наверное самым крупным независимым буровым подрядчиком является БКЕ, а компании типа Татнефть-бурение, РН Бурение, Газпром бурение, Газпром шельфпроект, как наверное можете догадаться по названиям — не являются независимыми. Да, им не грозит такое падение в выручке как упомянутому RIG, но если его не будет на бумаге, не означает, что его не будет в денежных потоках: мать поддержит, но в случае кризиса, матери тоже придётся ужиматься и урезать программы по бурению. Все эти издержки будут внутри консолидированной отчетность материнской компании. Например, у Газпром-шельфпроект на балансе висит две огромные потрясающие платформы и были (и есть) периоды, когда они месяцами простаивают в порту. Лукойл-бурение, существовало до 2004 года, потом Лукойл избавился от него, т. е. для него этих издержек не будет. Другими компаниями, которые есть на рынке акций «у них» и нет у нас — нефтесервисные компании. Это «хайтек» нефтегаза, с порядка сотни тысяч патентов на большую тройку (SLB, HAL, Baker Hughes), относящихся к различным технологическим устройствам, ПО и методам разведки, бурения, заканчивания, тестирования, обработки, добычи. Они намного гибче бурового подрядчика — нет таких дорогих и «прожорливых» игрушек как буровые, есть диверсификация — это не только про бурение, но и про повышение рентабельности переработки и добычи, т. е. они будут более-менее востребованы и в случае просадки цен на углеводороды, и аналогично могут расти кратно, согласно рыночным циклам сильнее чем добывающие компании (падать впрочем — тоже могут сильнее). У нас, многие нефтесервисы тоже «вшиты» в материнские компании, например «РН сервис», или чаще всего — они интегрированы в их карманного бурового подрядчика. Но, естественно, это все совсем не так высокотехнологично, нет своего большого бюджета на R&D, нет таких возможностей как у западных нефтесервисов. Резюмируя: Лукойл, у которого все эти подразделения убраны из основной компании, у которого нет такой огромной «добровольно-принудительной» соцнагрузки как у некоторых других компаний в РФ, даже без взгляда на отчётность — наилучший кандидат для инвестирования в нефтегаз на рынке акций РФ. Плюс — дивиденды. Можно сравнить запасы, но тут тоже — главное не их размер, а как ими пользоваться. Сейчас, я конечно его покупать не буду, подожду спада, который неминуемо будет. Когда — не знаю, рыночные циклы не имеют четко выраженной периодичности. О чём я уже писал.