Интервью CEO Astra Криса Кемпа для NASASpaceFlight. Часть 2.
NASA:
– Чем сложнее ракета, тем больше шансов, что что-то может пойти не так. Astra заявляла, что хочет разработать самую простую ракету из всех. У вас получается это?
Крис Кемп:
– Да, действительно, чем сложнее устройство ракеты, тем сложнее её производить и, соответственно, работать с ней. В Astra всё, что мы делаем, мы стараемся упростить до максимальных масштабов. Довольно забавно, но это очень сложно. Например, ракета, над которой мы работаем в данный момент, будет самой сложной за нашу историю. И даже не с точки зрения производства, а с точки зрения понимания того, как упростить её. Мы постоянно пытаемся облегчить её, задавая себе вопросы “Нужны ли тут перегородки, нужен ли здесь сенсор?”. Но, конечно же, с каждым поколением ракеты мы начинаем понимать всё больше вещей, тем самым у нас получается упростить разработки ещё больше.
NASA:
– Возвращаясь к Rocket 3.0, я бы хотел сказать, что ракетно-космическое соревнование DARPA Launch Challenge было довольно захватывающим. Идея, когда заказчик хочет, чтобы компания осуществила два запуска в двух разных частях планеты за короткий промежуток времени, звучит интересно. Почему это соревнование было важным для Astra?
Крис Кемп:
– Мы всегда хотели демократизировать космос. Было бы здорово, если американские ракеты могли бы выводить на орбиту полезную нагрузку, взлетая с космодромов в 50 разных странах. И чтобы сделать это возможным, нам не нужно строить космодромы в каждой стране. Всё, что нам нужно, это какой-нибудь аэропорт или любое другое место, где мы можем получить лицензию на запуск. Получив её, мы просто привезём свою систему запуска на это место и запустим ракету. И соревнование DARPA Launch Challenge, действительно, было очень важным для нас, потому что мы могли продемонстрировать свои возможности переноса всей системы запуска за 24 часа.
NASA:
– Какие планы у Astra на данный момент?
Крис Кемп:
– Мы ожидаем значительно увеличить размер полезной нагрузки в следующих версиях Rocket. Наша цель – 500 килограммов, что позволит нам выводить на орбиту большую часть коммуникационных спутников. И, конечно же, снизить цену запуска ещё больше.
NASA:
– Какое самое главное препятствие стоит или стояло на пути Astra?
Крис Кемп:
– Если честно, мы стараемся расширить границы своих возможностей. Если мы однажды сделаем ракету, которая не сможет работать должным образом, это нормально. Все через это проходят. Мы можем видеть, как быстро меняется культура в космических компаниях на примере Starship от SpaceX. Раньше было так, люди запускают ракеты, выводя на орбиту Земли дорогущий военный спутник стоимостью несколько миллиардов долларов. Всё стоило огромных денег. А наши ракеты очень дешёвые. И мы к этому пришли с помощью тестов. Поэтому, кстати, то, что делают SpaceX это правильный путь. Потому что когда тебе нужно научиться чему-то новому как можно быстрее, проще всего проводить множество тестов, получая из этого каждый раз новый опыт, который потом можно применить.
Нашей целью, как бы странно ни звучало, не является 100% надёжность. Наша цель – иметь довольно большой процент надёжности, но зато по очень низкой цене.
Начало тут -
https://www.tinkoff.ru/invest/social/profile/PeterGriffin/1063c915-10c0-4a5e-96c9-6b087c716d72?utm_source=share
{$ASTR-US}