Интервью CEO Astra Криса Кемпа для NASASpaceFlight. Часть 1.
NASA:
– У всех компаний есть какой-то план, которому они следуют, чтобы впервые достичь космоса. Как Astra идёт к своей цели?
Крис Кемп:
– Я думаю, что Astra сильно отличается от других компаний, как минимум, из-за масштаба. Когда мы только основали компанию, вся бизнес-модель основывалась на идее частых полётов в космос. Под “частым” мы понимали ежедневно. Мы начали создавать такую компанию, которая сможет производить по одной ракете в день, а также систему запуска, которая может быть развёрнута по всему миру на разных космодромах. Именно это позволило бы нам запускать наши ракеты ежедневно. Если внимательно посмотреть на то, чем занимается Astra, то можно понять, что мы всегда сфокусированы на снижении цены ракеты и на том, чтобы автоматизировать все системы. У нас довольно смелая и амбициозная цель – сделать ежедневные запуски возможными уже в 2025 году.
NASA:
– Многие космические компании, как бы это иронично ни звучало, годами не могут достичь космоса. Как Astra удалось сделать это за столь кратчайшие сроки?
Крис Кемп:
– Мы разработали контейнерную систему запуска, которую можно взять с собой куда угодно. Это означает, что нам просто нужна любая площадка из бетона или гравия с забором вокруг, а всё остальное, что необходимо для запуска ракеты, будет привезено. Это, безусловно, удобно, потому что нам не приходится строить какой-то отдельный огромный космодром для запуска наших ракет.
NASA:
– Какие знания были получены компанией во время разработки Rocket 1.0 и Rocket 2.0? Как эти ракеты помогли вам создать Rocket 3.0, способную достичь орбиты?
Крис Кемп:
– На самом деле, мы много чему научились. Если взглянуть на изменения, которые произошли со времён Rocket 1.0, то бросается в глаза разница в диаметре. Нам пришлось увеличить размер обтекателя, так как мы поняли, что потребуется выводить больше полезной нагрузки на орбиту, соревнуясь, например, со Starlink от SpaceX или Kuiper от Amazon. Диаметр обтекателя увеличился с 96 до 132 см. Но, выводя больше полезной нагрузки, нам потребуется больше топлива, поэтому в версиях Rocket 3.3 и 3.4 мы увеличили длину ракеты на 1.5 метра. Помимо этого, изменилась и форма головного обтекателя. В самом начале мы делали их из углеродного волокна, как, например, делают Rocket Lab. И он обходился нам в $250 000. Но нам хотелось, чтобы не просто обтекатель, а целая ракета стоила меньше $250 000. Поэтому вы можете заметить, что в последующих версиях Rocket менялась форма обтекателя, так как мы экспериментировали с этим. На данный момент цена обтекателя составляет $25 000, а сделан он из алюминия.
NASA:
– Многоразовость это новый тренд в ракетостроении. Каково отношение Astra к этому? Ваши ракеты довольно маленькие, имеет ли смысл их возвращать?
Крис Кемп:
– Когда ты повторно запускаешь маленькую ракету, у тебя есть два варианта: либо брать дополнительный запас топлива, что только утяжелит всё, либо использовать парашют. Любой из этих вариантов позволяет вернуть ракету и запустить её снова. Это нужно для того, чтобы снизить стоимость дорогостоящей постройки ракеты. Но мы в Astra не стремимся к многоразовости. Сами подумайте, стоимость создания одной алюминиевой детали, особенно, когда тебе надо их сделать сотни миллиардов, не такая уж и высокая.
Наша цель – создать ракеты из перерабатываемого алюминия, сделать так, чтобы они полностью сгорали во время входа в атмосферу. Это позволит нам использовать по делу каждую каплю топлива и упростить конструкцию насколько это возможно. Когда ракета полностью сделана из алюминия и полностью или же частично сгорает во время входа в атмосферу, мы можем делать их [ракеты] за несколько сотен тысяч долларов. На мой взгляд, цена за возврат ракеты даже превышает цену создания.
Для кого-то это может звучать дико, но мы не будем пытаться использовать ракеты повторно. Такое решение принято на основе огромного количества полученных данных и из-за финансовой выгоды.
$ASTR-US