$OZON Недавно задал в этом разделе вопрос, почему отчётность у ОЗОНа такая плохенькая(прибыли нет, одни убытки), думал его акционеры в курсе, оказалость нет.
Сходил почитал отчётность, рассказываю.
В проспекте эмиссии депозитарных расписок сам озон прямо пишет: "Мы понесли значительные убытки в прошлом и, вероятно, продолжим нести убытки по мере того, как мы продолжаем инвестировать, чтобы расти, и мы не сможем достичь прибыльности в будущем.
Это они о том, что не планируют быть прибыльными в ближайщие годы, а хотят развиваться, захватывать рынки и лет через цать стать Амазоном. Всё бы зашибись, рашн Тесла ибн ВиржнГалактик, правда интернет ретейл это не новый рынок и конкурентов полно, так что с чего бы рост не очень понятно, но ОК, допустим. Дальше веселее.
Дальше наши Кипрские (а именно на Кипре всё это зарегистрированно если что) друзья радостно сообщают, что денег им на их наполеоновские планы точно не хватит, и они планируют привелкать новые деньги за счёт чего? правильно, за счёт допэмиссий АДР, ну или других долговых бумаг, которые будут в приоритете перед депозитарными расписками(теми АДР которые вы торгуете тут).
Там и про другие риски целый толмут, но они нам не интерресные, это для янки всё остальное, нам не важное.
Короче инвесторов о рисках предупредили, вроде всё нормально, а вдруг бизнес попрёт??? Надеемся и верим. Правда я не доверчивый очень, я полез в баланс. А там ничего интерресного нет как не странно, точнее ничего не предсказуемого)
Есть данные за 9 месяцев 2020 года, вот про них и поговорим.(всё в млн рублей)
Общая выручка компании составила 66599, из них 52848 продажа товаров и 13754 услуги (в том числе и маркетплейс). Интерресно то, что услуги, это то что можно назвать грязной прибылью. А вот от продаж товаров нужно вычесть их закупочные затраты, в размере 46726, что даёт нам грязную прибыль у ОЗОНа от продажи товаров в размере 6122 (рентабельность продаж около 13%). Вот тут уже становится интерресно, оказывается быть маркетплейсом для озона всё же выгоднее чем магазином, правда сумма продаж услуг это не только маркетплейс, а ещё и продажи билетов и пр, но всё же...
Получаем общую грязнющую прибыль с работы площадки 6122+13754=19 876.
Дальще начинаем вычитать самое интерресное и выясняем что быть онлайн маркетплейсом и магазином это не бесплатно, это доставка которая за период съела 19705 и оставила акционерам прибыли 171 млн рублей. Уже грустно. Прибыль кончилась ещё до появления затрат на то самое пресловутое развитие. Запомним этот момент.
А ещё продажи и маркетинг, ну реклама там красивая и т.п. это 6542, что уже уводит всё в минус -6 371
Дальше ещё 3013 сьели технологии и контент. Это они на сайт и ПО столько тратят? Щоб я был тем програмистом, но всё же акционеры становятся совсем грустными и имеют -9 384 млн руб.
Далее ещё надо заплатить директору и менеджерам, и прочему персоналу 2420, что загоняет инвесторов совсем уж в жесткий минус -11 807 млн руб.
Минус почти 12 миллиардов рублей за 9 месяцев ковидного года, когда интернет торговля просто расцвела. Мдаааа. Ну да ребята ведь говорили что это из за развития всё.
Хорошо, глянем основные средства, которые представляют собой всякие сети терминалов склады, сайты, машины и пр. барахло компании. Рост основных средств за период с 7 176 млн руб до 10416 млн руб. То есть на развитие основных фондов потрачено чуть более 3-х миллиардов. Ок допустим на остальное развитие потратили ещё столько же. 6 млрд на развитие ушло, а убыток 12 миллиардов. Как то не вяжется это со словами о том что убыток компании связан с развитием.
Фишка в том, что прибыль кончается на разделе доставки (я просил запомнить этот момент), доставка съедает почти 20 млрд. рублей. Доставка на минуточку это основная фишка озона, её нельзя резать.
Как по мне компании нужно менять модель бизнеса или оптимизировать, но так как сейчас может работать в лучшем случае в ноль, а покупка ОЗОНа на ipo это что то сродни инвестиции в Virgin Galactic.