Мультипликаторы: что это и как их читать?
📍Мультипликаторы – это производные финансовые показатели, которые позволяют оценить бизнес компании и сравнить ее с конкурентами. Эта информация, в итоге, помогает ответить на такие важные для инвестора вопросы, как «недооценена или переооценена компания?» и «плохо/хорошо ли у нее идут дела?»
👉Этот инструмент оценки бизнеса компании необходимо обязательно применять в совокупности с иными способами.
📍Два основных правила пользования мультипликаторами:
▪️Не руководствоваться при выборе акций только одним показателем. Необходимо анализировать их в совокупности.
▪️Сравнивать необходимо похожие компании (например, из одной страны и одного сектора экономики). Сравнивать разные компании нет смысла, в связи с различиями в системе налогооблажения, катализаторов роста, амортизации и так далее.
👉Переходим непосредственно к разбору основных мультипликаторов:
▪️P/S - Price to Sales
Отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию. P/S используют для сравнения компаний одной отрасли, у которых маржинальность находится на одном уровне.
Значение меньше 2 считается нормой. P/S меньше 1 указывает на недооцененность. В
$MOMO этот показатель сейчас равен 1,24. P/S
$GAZP равен 0,89. P/S
$ENDP равен 0,56.
▪️P/E - Price to Earnings
Самый популярный и распространенный мультипликатор. Он отражает отношение цены компании к годовой чистой прибыли. Иными словами, он отражает «окупаемость бизнеса».
Если P/E меньше 5, то компания недооценена. Если больше — переоценена. Если мультипликатор меньше 0, то компания убыточна. К слову, в
$TSLA P/E равен 1636. Комментарии излишни.
▪️ROE - Return on Equity
Мультипликатор ROE — это доходность акционерного капитала, измеряется в процентах. Иными словами, обозначает рентабельность.
Чем выше ROE, тем эффективнее работает компания. ROE
$INTC равен 29.7%. У
$AMD этот показатель равен 28.6%.
▪️EBITDA - Earings before interest, taxes, depreciation and amortization
Обозначает прибыль компании до выплаты всех процентов, налогов и амортизации. При помощи мультипликатора можно сравнивать компании разных секторов и стран, ведь в нем не учитывается налогообложение.
Чем больше EBITDA, тем привлекательнее выглядит компания. Например, EBITDA
$AAPL равна 77,3 млрд.$. EBITDA
$SPCE равна -399 млн.$, компания пока генерирует убыток.
▪️D/EBITDA - Debt to EBITDA
Мультипликатор показывает, сколько лет понадобится компании, чтобы рассчитаться по обязательствам из прибыли без привлечения дополнительных средств.
Чем меньше показатель, тем лучше. Например, у
$PFE показатель равен 3.99. У
$MRK он равен уже 1.60.
▪️EV/EBITDA - Enterprise Value to EBITDA
Показывает отношение справедливой стоимости компании к её прибыли до вычета налогов, процентов и затрат на амортизацию. Справедливая стоимость компании (enterprise value) рассчитывается по формуле:
«EV = Рыночная стоимость + Долг - Денежные средства»
Этот мультипликатор позволяет сравнивать компании из разных секторов и даже стран более точно, чем мультипликатор P/E. Чем меньше EV/EBITDA, тем лучше. Отрицательное значение говорит от убытках. Например, этот показатель у
$BABA сейчас равен 29.34. У
$AMZN он равен 34.52. У
$OZON он отрицательный -27.63.
▪️EPS - earnings per share
Чистая прибыль на одну обыкновенную акцию. Измеряется как отношение прибыли на количество акций. Для анализа удобно использовать изменение в процентном соотношении прошлого EPS к нынешнему. Резкий рост или падение прибыли может быть сигналом к сильным изменениям цены акций.
📍Для того, чтобы максимально объективно проанализировать все показатели, необходимо иметь не только актуальные мультипликаторы, но и динамику их изменения за разные периоды. Один неадекватный отчет - и вся картина поменяется. В динамике вы будете видеть реальное положение вещей.