Какие мультипликаторы использовать для оценки компании❓ Оценка
$OZON EV/EBITDA 167 – это дорого⁉️ Данный обучающий пост посвящён базовой оценке компаний с помощью мультипликаторов🤗.
Два наиболее классических мультипликатора – это P/E (соотношении капитализации компании к годовой прибыли) и EV/EBITDA (соотношение Enterprise Value к EBITDA)🤓. Показатель P/E можно легко и быстро посчитать, однако он не учитывает объем чистого долга компании🤗. Также стоит отметить, что прибыль, вероятно, не лучший показатель, отражающий результативность компании. На мой взгляд, денежный приток куда важнее, ведь именно деньги компания распределяет на инвестиции и дивиденды🤑.
Показатель EV/EBITDA рассчитывается сложнее🤓, но зато не имеет недостатков, характерных для мультипликатора P/E:
✅При расчете EV (Enterprise Value) учитывается объем чистого долга компании и наличие привилегированных акций.
✅Показатель EBITDA более надежный прокси на денежный приток компании, чем прибыль (хотя, справедливости ради, далеко не идеальный).
В целом, для оценки компании «на коленке» (когда интересно получить приблизительную оценку в короткий срок) в большинстве случаев можно использовать данные мультипликаторы😎. Однако, существует ряд отраслей, для которых применять P/E и/или EV/EBITDA не стоит🙈:
❗Стартапы, биотехи и активно развивающиеся компании (
$ASTR ,
$ABIO ,
$OZON )👑. Подобные эмитенты зачастую имеют большие фиксированные издержки (которые размываются по мере роста бизнеса), высокие маркетинговые расходы и плохую монетизацию услуг (для привлечения потребителей), что помогает им активно развиваться📈, но сильно давит на прибыльность и денежный поток. Из-за этого показатели P/E и EV/EBITDA могут быть огромными или вовсе отрицательными🙈. При всем при этом, данные показатели никак не отражают потенциал роста бизнеса. Поэтому для развивающихся компаний стоит использовать 💥P/S (капитализация на выручку; так как выручка не может быть отрицательной), 💥PEG (P/E/growth rate; однако, в данном случае должна быть положительная прибыль) или уникальные отраслевые мультипликаторы. Например, 💥EV/GMV (Enterprise Value на объем сделок, заключенных на площадке) для маркетплейсов.
❗Банки (
$SBER ,
$VTBR $CBOM ). В данном случае категорически нельзя использовать показатель EV/EBITDA🙉: ввиду специфики деятельности и структуры баланса, такое понятие, как чистый долг при оценке банков не применяется (так как большая часть активов и денежной позиции банка подкреплена деньгами вкладчиков). Для оценки данного сектора отлично подойдет 💥P/E (грубо говоря, показывает за сколько лет банк удвоит ваш вложенный рубль) и 💥P/B (капитализация на акционерный капитал; простыми словами, показывает, за сколько рублей вы покупаете один рубль в капитале банка).
Возвращаясь к вопросу из начала: Озон не стоит оценивать по EV/EBITDA💫. А если мы возьмем более подходящий показатель, EV/GMV (около 0.5х), то окажется, что компания дешевле своих международных аналогов🚀. Например, Mercado Libre стоит 1,7 EV/GMV.
Подписывайтесь на канал. Всем добра!
P.S. Дорогие друзья, я вернулся из отпуска. Со следующей недели рубрики будут выходить по старому расписанию.
#пульс_оцени #хочу_в_дайджест #учу_в_пульсе #прояви_себя_в_пульсе