$SPCE Привет, друзья. Сегодня начинаем рассматривать триаду космических перевозчиков: SPCE, Blue Origin и Rocketlab.
Первым пойдет SPCE.
Вчера Guardian опубликовал статью Николаса Шмидла, журналиста, который получил от VG практически неограниченный допуск к работе компании в 2014-м году, когда у VG произошла авария, в которой разбился VSS Enterprise и погиб один из пилотов.
Шмидлу следовало объяснить инцидент и, по возможности, свести все к "аварии у всех бывают, дело житейское". Или не сводить, а изложить события так, как покажется правильным с точки зрения объективной журналистики.
Шмидл выбрал второй путь и написал для New Yorker статью (ставшую позже книгой, для промоушена которой Шмидл написал ещё одну статью, книгой пока не ставшую).
Книжка своеобразная, пожалуй, немного жёлтая, но всё-таки предлагаю ознакомиться с некоторыми фрагментами шмидловской прозы.
1) Компания основана в 2004-м году. По словам Шмидла, Бренсон планировал полеты в 2011-м. Также шли разговоры о создании космического отеля с шаттлами для облета Луны -- но позже, в 2020-х.
/Теперь вы примерно понимаете, что творится в голове у Ричарда/
2) Демонстрация интерьера VSS Unity никогда не проводилась вживую. Представленные материалы -- рендеры.
3) Технический контроль в компании проводился в "автоматическом режиме". Не в том смысле, что все делали роботы. Учётные листы и паспорта изделий заполнялись без проверок.
Что и привело к одной смертельной аварии и едва не привело к другой, в 2019-м году, уже с VSS Unity.
4) Также Шмидл даёт характеристики некоторым ключевым лицам компании.
Старина Ричард Шмидлу показался не совсем инженером, но совсем промоутером и маркетологом.
Джордж Уйатсайдс, исполнительный директор (ушел в прошлом году), описан как задумчивая размазня, неспособная принимать решения.
Стивен Оттенборо, набиравший будущих space tourists, представлен злобным и мстительным персонажем.
Наконец, главный пилот VG, Марк Стаки, оказался не только незаменимым человеком для каждого полета -- в отличии от автоматизированных современных систем, способных самостоятельно выполнять взлет и посадку -- но и сообщил Шмидлу, насколько каждый вылет VSS зависит от мастерства пилота.
/Иначе говоря, VG -- аналоговый проект в век автоматики/
5) Майкл Мозес, бывший инженер НАСА, описан единственным человеком, двигавшим идею Бренсона вперед.
При этом супруга Мозеса, отвечавшая за подготовку экипажей к полетам, говоря о космической гонке между VG и Blue Origin, сообщает, что "I'd buy a ticket with Blue".
/Возможно, определенную досаду у Бет Мозес вызвал тот факт, что именно Бет была пассажиром VSS Unity, в корпусе которого обнаружили дыру после посадки в 2019-м году/
Конечно, после выхода статьи, представившей VG не совсем комплиментарные образом, доступ к компании Шмидлу закрыли.
Однако Шмидл не растерялся, раскопал телефонные разговоры (которые мог записывать), отыскал стенограммы (которые мог копировать), отобрал фотографии поинтереснее (в компании Шмидла пускали всюду), и написал литературный опус TEST GODS.
Так выглядит подача Шмидла.
Так ли все плохо?
Вообще говоря, да. Если кажется иначе -- взгляните на котировки.
Но может ли стать лучше? Здесь немного интереснее.
VG кормит обещаниями с 2004-го года. Да, это дико.
По словам Мозеса, до 2010-го года компания существовала как маркетинговый проект Бренсона. Идея, не больше. Теперь у компании есть относительный опыт, один разбитый самолёт, один устаревший тестовый образец и один прототип в корпусе, который пока не летал, но на который компания ставит в будущем.
У компании есть проблемы, да. Первая и главная: электромагнитные помехи, мешавшие старту VSS Unity. И снова Майк Мозес (по-моему, единственный вменяемый чел в шарашке), сообщает, что новый корпус проблему решил, более того, решение уже прогнали на стенде и все работает.
Что же получается?
Что у компании мало вариантов и ещё меньше времени. VG может либо полететь, либо умереть совсем скоро. Уже в этом мае, 10-го числа.
Потерпите несколько дней)