Что мне кажется будет дальше и мои мысли - полуфилософский пост.
DPO:
Мы чаще получаем в хороших IPO маленькую аллокацию и, если верим в компанию, то приходится искать точку входа на планках или на последующей коррекции.
Компании говорят, что им важна розница, поэтому много эфиров, присутствия в инфополе, но никто реально не раскрывает, как изменяется база розничных инвесторов после, особенно в тех размещениях, где был высокий спрос со стороны розницы. Единственный, кто на сегодня это сделал, - Диасофт. По их собственным данным в течение примерно двух месяцев средний чек розничного инвестора вырос, а количество розничных инвесторов снизилось до 65 тысяч со 100 тысяч. И эта коррекция показывает интерес в долгосроке, а не спекуляции.
Так что я жду больше размещений в формате DPO, а не IPO, который больше удовлетворит как потребности рынка, так и будет более интересен для выходящих компаний. Пока у нас было удачное DPO от Позитива, и не очень от Кармани.
Объемы размещений:
Начинают расти объемы привлечения, и думаю дальше тенденция только сохранится, 15-10 миллиардов в этом году может стать не редкостью по привлечению, следующий год и далее жду повышения и пробития этих планок вверх. Это будет хорошо для рынка, больший компании, когда увидят, что можно собрать большие объемы все больше будут задумываться о размещениях. Лично я жду Сибур, РЖД, Победу.
Продвижение в инфополе эмитентами:
Эмитенты после выхода на рынок имеют мало опыта в работе с розницей. Но при этом, они понимают, что это необходимо. Признанные в инвестиционной отрасли агентства по финансовым коммуникациям работают с эмитентами по комплексным решениям, а не базовым задачам. Ну и вообще, рано или поздно эмитенты какие-то стандартные решения работы с «лидерами мнений» стараются начинать делать самостоятельно, выстраивая прямую коммуникацию с розничным инвестором. При этом они начинают разбираться в рынке и видят, что качественных блогеров не так много, кто делает эфиры – еще меньше. Потому они постепенно сами тоже начнут мигрировать в сторону качественных площадок и авторов.
Компании, что сейчас занимаются подобной коммуникацией будут сфокусированы на предложении комплексных услугах компаниям, а не точечных решениях.
Розничные инвесторы уже сила:
Мы все больше объединяемся для решения своих проблем (Суд с СМЗ, письма в ЦБ по ИИС3 от АВО с розничными инвесторами, Яндекс и т.д. и т.п). Инвесторы создают свои ПИФы и становятся уже институционалами, и тенденция продолжится, это будет альтернативой брокерам и банкам, и с этой силой придется считаться. С учетом рынка это уже нельзя будет игнорировать, и очень надеюсь, что рынок начнет качественно меняться, так как мы практики и понимаем боль и проблемы частных инвесторов, и нам важно решать эти задачи, так как от этого зависит и наше будущее и доходы.
PRE-IPO:
Нас настраивают на то, что в следующем году мы можем увидеть около 100 новых pre-ipo, и это тоже новая тенденция и новый мир, где инвесторы попытаются найти бумаги, которые позволят сделать альфу к рынку. Будет много некачественных размещений, будет много рисков, но доходность также будет выше, если верно разобраться в отчетностях и бизнесе эмитента, верно оценив перспективы. Появятся компании/уже есть, которые будет за нормальный ценник рейтинговать компании, появится новое направление аналитики таких размещений, будет прекрасный новый мир, где надо будет мне работать уже 24/7 =) Но пока нравится, будем стараться.
Вот такие мысли по будущему.