$MDMG
Тут некоторые «пампящие» каналы восторгаются результатами за 21 год, игнорируя очевидные факты. В релизе много громких заявлений, вроде: «выручка выросла на 31,8%, в т.ч. в московских госпиталях на 44,2%» и т.п.. Но останется ли отчёт настолько впечатляющим, если углубиться в детали?
• В первых строках отчёт говорит о росте выручки в московских госпиталях на 44% за счёт роста онкологии, хирургии и травматологии. И это при том, что госпитализации по этим трём направлениям составляют меньше трети в общем количестве койко-дней в московских госпиталях. А значит, тезис заголовка не совсем верный, основной рост госпитализаций в Москве связан с лечением COVID-19. И на этом фоне по койко-дням в 4 квартале наблюдается сильный спад 16% а рост выручки по этому направлению всего 8%.
•В своих релизах компания постоянно заявляет, что новые, вводимые в строй госпитали, открываются как ковидные центры, также, как поступило АО Медицина, открыв свой центр в Химках. А значит большая часть выручки региональных госпиталей также ассоциируется с лечением COVID и загрузка этих центров по плановой медицинской помощи составляет очень незначительную долю. Учитывая, что по мнению большинства специалистов мы являемся свидетелями последней волны пандемии, загрузка региональных центров в ближайшем будущем вызывает много вопросов.
•В описании результатов там и здесь проскальзывают намёки на мультидисциплинарность, но анализируя цифры становится очевидно, что сегменты женского здоровья, педиатрии и лечение COVID приносят компании более 60% выручки. Падающая рождаемость и предполагаемое окончание пандемии создают серьёзные риски для будущих финансовых показателей.
•Обратимся к показателям поликлиник. В сумме это направление приносит 21% выручки, из которых половину составляет направление женского здоровья. Посещения поликлиник в Москве выросли за год всего на 3,5%, что существенно ниже рынка. В разрезе сопоставимых показателей (без учета новых открытых в 2021 году центров) рост ещё скромнее, всего 3,2%. В 4-ом же квартале поликлиники показали падение по выручке на 3 и 4,5% соответственно в Москве и регионах и это на фоне растущего рынка.
•В отчёте говорится о возвращении показателей посещаемости к уровню допандемийного 2019 года. А рынок за 20—21 годы вырос больше чем на 30% (в т.ч. на 14% в 2020 году).
•Немного позитива на общем фоне добавляет рост среднего чека, только в 4 квартале компания несколько раз повышала цены на свои услуги, но возникает вопрос: как долго это может продолжаться? И ответ кроется в данных за 4-й квартал. Рост выручки уже не такой впечатляющий, всего 9%.
•Какой же вывод можно сделать? Начало года компании действительно удалось, но если оценивать перспективы, нужно смотреть на последний квартал, который стал для группы слабейшим в 2021 году и это на фоне нескольких волн пандемии COVID-19, лечению которого клиники уделяют особое внимание. Рост выручки 9%, Госпитали в Москве всего 8%, а поликлиники в Москве и регионах демонстрируют падение на 3 и 4,5% соответственно. А снижение рождаемости и ослабление пандемии не дают надежды и на будущий рост.