Наши 🫀 IPO 🥩
ВСПОМНИМ КАК ЭТО БЫЛО?
Аналитика 2021 года
•В рамках подготовки к IPO биржа проводит целый ряд мероприятий:
•Смена названия. Это действие уже выполнено: компания сменила официальное наименование с "Санкт-Петербургская биржа" на ПАО "СПБ Биржа" (англ. "SPB Exchange").
$SPBE
•Сплит акций, номинальная стоимость одной акции будет уменьшена в сорок раз — со 150 до 3,75 рубля. Это нужно, чтобы сделать бумаги доступными для инвесторов с небольшим капиталом.
•Увеличение уставного капитала. Сейчас уставный капитал биржи составляет 427,82 млн рублей. После дробления акций он будет увеличен в два раза путем размещения 114 млн дополнительных акций нового номинала. Согласно уставу, биржа вправе разместить дополнительно 810 млн обыкновенных акций. Основным организатором размещения выбран Goldman Sachs
Сколько будет стоить «СПБ Биржа»? Изначально биржа, по словам ее руководства, рассчитывала по итогам IPO получить оценку минимум в $ 1 млрд. Сейчас, по сообщениям СМИ, амбиции биржи выросли, и она рассчитывает на коридор оценки в $ 1,8–2,5 млрд. По некоторым прогнозам, оценка компании может быть еще выше — от $ 3 млрд до $ 5 млрд. На наш взгляд, эти цифры крайне оптимистичны. Для примера, Московская биржа сейчас стоит $5,4 млрд, при этом масштаб бизнеса и размер доходов у нее в разы выше, чем у «СПБ биржи»
Каковы плюсы и минусы размещения в США? Очевидный минус размещения на NASDAQ
$NDAQ — существенные расходы на листинг и его поддержание. Также некоторые эксперты считают, что размещение бумаг сразу на двух площадках будет способствовать размытию потенциальной ликвидности. Однако есть и существенные плюсы. На американском рынке инвесторы могут воспринимать биржу как растущую IT-компанию, а акции таких эмитентов там крайне популярны. Соответственно, у «СПБ Биржи» есть реальный шанс получить более высокую оценку и, соответственно, привлечь больший капитал. Судя по последним IPO российских компаний, больший объем средств привлекали именно те из них, которые размещались не только на локальных, но и на зарубежных площадках. Так, Ozon
$OZON смог привлечь $ 1,2 млрд, а Fix Price
$FIXP — $2 млрд. Напротив, Segezha Group
$SGZH , United Medical Group
$GEMC и «Совкомфлот»
$FLOT , которые разместились только на Московской бирже
$MOEX , привлекали лишь по $400–550 млн. Однако точные прогнозы тут строить сложно: все зависит от специфики ситуации, перспектив конкретного эмитента и рыночной конъюнктуры. С точки зрения увеличения объема торгов двойное размещение не дает каких-либо серьезных преимуществ. К примеру, по данным из последней презентации Московской биржи, для большинства российских компаний, имеющих двойной листинг, основной объем торгов обеспечивает именно отечественная площадка. Впрочем, есть и исключения. Одно из них — Яндекс {$YNDX} , который котируется как на NASDAQ, так и на Мосбирже, причем в Штатах объем торгов у него намного выше, чем в России. «СПБ Биржа» тоже планирует разместиться на NASDAQ и тоже позиционирует себя как IT-компания