✈️ Ависма может уйти из «авиации»: Boeing отказывается от ее титана
Российская компания ВСМПО Ависма
$VSMO — крупнейший производитель авиационного титана. Ее доля в мировом авиакосмическом сегменте рынка достигает 30%. Это крупнейший поставщик для авиастроителей, которые составляют львиную долю экспорта компании: 80%.
Однако в начале марта Boeing
$BA приостановила поставки титана из России, хотя речь про разрыв контрактов пока не идет. В Boeing отметили, что у них значительные складские запасы, накопленные в последние несколько лет из-за проблем с производством и пандемии.
Кстати, конкурент Boeing, AirBus
$AIR, заявила, что свернет свою деятельность в России. Но когда — неизвестно.
Кто сможет заменить поставки?
Теперь на место российского поставщика претендуют японские Toho Titanium Co. и Osaka Titanium Technologies Co – крупнейшие производители после ВСМПО. Toho отчиталась, что объем заказов от клиентов уже подскочил.
Однако компании пришлось отказаться от дальнейших заказов, потому что производство было запущено на полную мощность уже с января.
Теоретически Boeing может сделать заказы и у американских корпораций, но они не смогут быстро нарастить объемы. Сейчас США практически не производят титан, а их шахты заморожены.
Что будет делать Ависма?
Сама компания заявила, что может перейти на другие рынки, не связанные с авиацией — например, рынок медицинского оборудования. Однако перестроить весь технологический процесс и найти новых покупателей для отгрузки такого количества титана – сложная задача для менеджмента.
Есть и альтернативный вариант: Boeing продолжит покупать продукцию Ависмы, но уже через посредников, что позволит сохранить компании репутацию, не «испачкавшись» российским титаном. Однако это увеличит его стоимость из-за транспортных издержек. Тем не менее, такая модель может сохраняться в течение длительного времени — по крайней мере, на период, пока мощности в Японии и США не будут восстановлены.