Сегодня небольшой анализ компании, в которой я напрямую не присутствую: речь пойдет об OZON (
$OZON ) (входит в холдинг
$AFKS ). Я расскажу, почему я до сих пор не купил эти акции. Посчитаю юнит-экономику маркетплейса Озона и мы узнаем за счет чего Озон может в будущем выйти в плюс.
Для сложных интернет-бизнесов, по типу Озон я строю юнит-экономику, на основании открытых данных. Давайте вместе сейчас построим такую юнит-экономику для Озона и посмотрим где слабые места. Я даже без юнит-экономики вижу три проблемы:
— дорогая логистика (у нас очень большая страна);
— низкий уровень дохода населения (средний чек будет от 2 000 ₽ до 3000 ₽, а низкий чек обычно плохо для комиссионных моделей);
— высокая конкуренция (придется снижать сервисные сборы и комиссию, т.к. есть Вайлдберриз, Яндекс-Маркет и Алиэкспресс).
Ниже к посту прикреплен скриншот с расчётами, ниже по тексту я буду объяснять как появились эти цифры:
Посмотрим исходные цифры. Открываем отчёт за Q2 2021, и видим, что LTM (за последние 12 месяцев) количество уникальных покупателей: 18,4 млн. Я думаю что к концу года минимум до 21,16 млн вырастет показатель.
Количество заказов на одного уникального покупателя — 6,6. Допустим, что до конца года показатель вырастет до 7,2. Итого LTM будет ≈ 152,4 млн заказов.
Комиссионные доходы. Комиссия с заказа будет от 5,5% до 8%. Я взял 7%.
GMV (оборот продавцов на площадке) к концу дорастёт до 350 млрд рублей. Делим на количество заказов: 2 297 ₽ средний чек. Похоже на правду. С каждого заказа Озон получает 7% комиссии: 161 ₽. Чтоб посчитать комиссионную выручку умножаем 161 ₽ на количество заказов: 24,5 млрд ₽.
Посчитаем отдельной строкой сколько Озон зарабатывает с доставки. Средний чек доставки будет около 130 ₽ (30 ₽ база, 60 ₽ последняя миля, 40 ₽ за саму доставку). Итого за доставку за LTM Озон получит 19,8 млрд ₽.
Сколько Озон тратит на одну доставку? За Q2 2021 года на фулфилмент и доставку было потрачено 14,1 млрд ₽. Делим это число на количество заказов в квартал (41 млн по отчёту), получаем 343,9 ₽ на 1 доставку. Для простоты расчётов я возьму 340 рублей.
Проверяем себя, считаем сколько в % от GMV получаются расходы на фулфилмент и доставку. В моем случае получилось 14,8%. В отчёте за Q2 2021 — 15,9%. Но такой показатель был в прошлом году. Значит в пределах погрешности.
За LTM за фулфилмент и доставку Озон потратит 51,8 млрд ₽. На каждом заказе Озон теряет 49 ₽! Из которых основная потеря в логистике 210 ₽ на заказ.
Можно ли как-то эту юнит-экономику поправить? Давайте помечтаем:
— Повышаем комиссию: 7% → 15%. Второй скрин → 135 рублей дохода.
— Увеличиваем средний чек на 30% и количество покупателей в 2 раза. Эх, мы в нуле. Но значит, что это тоже точка роста, просто не такая хорошая, как увеличение комиссии.
— Увеличение покупателей нам ничего не даст, проверяем на четвертом скрине, делаем x10 покупателей. Аналогично будет и с количеством заказов на 1 покупателя за LTM.
— Увеличиваем стоимость доставки для продавцов (пятый скрин). Опять около нуля. Тоже точка для роста.
Все описанные выше причины — это почему я пока не готов инвестировать в Озон на прямую.
Я буду следить за отчётами Озона. Когда в юнит-экономике начнет что-то меняться в лучшую сторону:
— когда начнет расти средний чек (маловероятно);
— когда Озон начнет поднимать комиссии (можно резко заходить);
— когда увеличит стоимость доставки для продавцов;
— когда расходы на фулфилмент и логистику начнут оптимизироваться (стоимость одной доставки начнет уменьшатся).
Все эти моменты дают сигнал, что компания идёт в правильном направлении, и можно начинать в неё заходить на долгий срок.
Компания планово убыточная. Деньги, полученные на IPO через 3-4 года закончатся. Нужно будет искать новое финансирование: (кредиты, облигации, либо SPO в 2023-2024 году).
Если понравился такой обзор, ставь лайк. Если интересно, по итогам Q3 отчёта могу сделать еще один подобный разбор, но уже в динамике.