$UWGN 🚈 Неровная дорога к восстановлению — производство вагонов в России растет, хотя дефицит в сегментах сохраняется
По данным Института проблем естественных монополий, за полгода 2023 в нашей стране выпустили 28,49 тыс вагонов. Это на 14,5% больше, чем за тот же период 2022. Интересный показатель — ведь в первом квартале производство упало год к году на 16%. Но прирост пришелся в основном на «Тихвинский завод», который долго простаивал из-за нехватки кассетных подшипников. Теперь он выходит на плановые показатели.
Однако не все так гладко. Если крытых вагонов стали выпускать в восемь раз больше, то производство полувагонов сократилось на 31%. А это наиболее массовый сегмент. Большая часть снижения пришлась на «Уралвагонзавод», который сейчас загружен гособоронзаказом. Другие производства тоже частично перешли на более маржинальную продукцию. Кроме того, есть дефицит зерновозов — их стали выпускать в 2,6 раза больше, но из-за больших урожаев таких вагонов все равно не хватает.
Есть еще один нюанс — действующий парк устаревает. В 2023 должны списать около 30—32 тыс вагонов. Чтобы удовлетворить спрос, в этом году нужно выпустить примерно 55 тыс новых единиц. И если темпы производства сохранятся — эта цель будет выполнена. Те заводы, у которых пока нет проблем с загруженностью и кадрами, скорее всего, еще нарастят мощности. Но это не значит, что вагонов всех типов будет достаточно.
В идеале просубсидировать производство конкретных видов. Или при продаже компенсировать производителям разницу в ценах с более маржинальной продукцией. Из непопулярных мер — продление сроков эксплуатации части вагонов. Также РЖД предлагала оптимизировать движение на путях, чтобы высвободить часть парка. А это уже вопрос развития логистической инфраструктуры в целом.