Привет. Довольно много новичков сталкиваются с незнанием, как оценивать ту или иную компанию. Один из простых способов – это анализ мультипликаторов доходности и рентабельности. Мультипликаторы доходности. Часть 1.
В чем их удобство? Мультипликаторы позволяют сравнить финансовые показатели разных компаний на единой шкале.
К мультипликаторам доходности относятся:
- P/E – капитализация/доход
- EPS – прибыль на акцию
- P/S – капитализация/выручка
- P/B – капитализация/балансовая стоимость компании
- EV/EBITDA – стоимость компании/прибыль до налогов
Мультипликатор P/E, о котором я рассказывал ранее, является самым часто используемым показателем при инвестиционной оценке компании. Как правило, просчитав данный мультипликатор для компаний одного сектора, вы сможете посмотреть, какие из них наиболее эффективно работают и относительно дешево стоят по сравнению с чистой прибылью, которую они приносят.
P/E показывает недооцененные и переоцененные компании относительно потенциальной прибыли, а также срок окупаемости вложений.
Например, если у
$V мультипликатор P/E = 35.12, то инвестор окупит свои вложения за 35 лет. Поскольку мы берем всю стоимость компании и делим на ее чистую прибыль, то можем понять за сколько времени эта компания окупит сама себя своей чистой прибылью.
Есть очень простой признак того, стоит ли подробнее изучать акции той или иной компании. Например, P/E для акции
$XRX равен 7.1, а мы знаем, что для индустрии Information Technology Services средний P/E равен 20, это означает, что у акций компании есть потенциал роста и она интересна для последующего инвестиционного анализа.
При завышенном P/E инвесторы либо рассчитывают на увеличение доходности компании, либо на снижение цены акций. Например, в 1999 году акции McDonald`s
$MCD торговались по 40 долларов и P/E был равен 50. Но компания не оправдала ожиданий и акции упали до $14, а P/E взял более разумное значение 13. В июле 2020 года акции торгуются по $198 и P/E равен 26
Минусы мультипликатора P/E: невозможность подсчета, если компания получила убыток; прибыль компании – это волатильный показатель (например, из-за выплат долгов, увеличение капитальных затрат); не учитывается долговая нагрузка и другие важные финансовые показатели.
По показателю P/E необходимо сравнивать компании одного сектора.
Будет неправильно сказать, что нам всегда интересен меньший показатель P/E, но чем он меньше, тем для нас, как правило, лучше, то есть начинать инвестиционный анализ условно по какому-либо сектору правильней по тем показателям, которые находятся где-то «чуть ниже» или «посередине». Остальные компании мы не отбрасываем, мы должны в любом случае их также посмотреть и выяснить, почему такой низкий/высокий P/E. Возможно, что есть какие-либо проблемы, тем самым стоит понять, могут они быть решены или нет.
Например, у
$PYPL мультипликатор P/E равен 109.22, что говорит о большом кредите доверия среди инвесторов, которые ожидают увеличение прибыли от компании.
Мультипликатор EPS (earnings per share) – чистая прибыль на одну обыкновенную акцию
EPS = (Чистый доход – Выплаченные дивиденды)/Количество акций
Пример расчета для компании {$FB}: чистая прибыль компании за 2019 год 18,48 млрд. долл., акций в обращении 2.849.103.300, дивиденды не выплачивают.
EPS = чистая прибыль / кол-во акций = 6,49 долл. Самому их рассчитывать, как правило, не нужно. О ней говорят достаточно редко, однако если EPS у компании растет год к году и превышает ожидания аналитиков, то с большой долей вероятности будет расти стоимость акций.