$MGNT Почему российский бизнес потянулся в Узбекистан. В том числе ритейлер «Магнит».
Количество компаний с российским капиталом в республике выросло вдвое. Такими данными за последние три года поделились в посольстве Узбекистана в Москве. Всего подобных компаний в стране — около 3 тыс. Какие возможности открывает местный рынок для российских предпринимателей?
В прошлом году, по данным узбекских властей, больше всего иностранных предприятий в стране открыли именно россияне. Речь тогда шла примерно о 1 тыс. компаний, сейчас их втрое больше.
Среди тех, кто решил освоить узбекский рынок, например, ритейлер «Магнит», маркетплейс Wildberries и сервис доставки товаров Broniboy. Популярные российские фуд-сети — «Сыроварня» и Dizengoff 99 — открыли свои точки в столице республики Ташкенте.
Чем рынок Узбекистана привлекает бизнес? По словам директора по стратегии и инвестициям сети «Магнит» Андрея Бодрова, это особенности инфраструктуры и средний возраст потенциальных клиентов:
«Население страны — почти 40 млн человек, то это один из крупнейших с этой точки зрения рынков в СНГ. При этом более половины составляют молодые люди в возрасте до 30 лет, здесь очень много детей в каждой семье.
Вместе с тем молодые поколения подвержены всем современным трендам, работает цифровой инфраструктурный фактор. Кроме того, населенные пункты в Узбекистане очень плотно расположены, если сравнивать, например, с Казахстаном, где население рассредоточено по территории всей страны».
Интерес к Узбекистану растет. Косвенно об этом свидетельствуют данные местных властей: в 2022-м россияне пересекали границу страны более чем в два раза чаще, чем годом ранее.
Подкупает отношение к российскому бизнесу в стране, заметил управляющий партнер консалтинговой компании LWM Ленар Рахманов: «Они создали особую экономическую зону, в которой приютили очень много компаний, в частности, из Татарстана.
Бизнес открыл здесь свои офисы, производства, и прямо на уровне вице-премьера собрал большой лоббистский пул».
Четыре года назад в этой экономической зоне был открыт IT-парк на 6,5 га с бизнес-центрами, офисными и жилыми помещениями. Попасть туда несложно: юридическое лицо можно зарегистрировать в течение дня, размер уставного фонда — от $1.
Нет и входных KPI, то есть компании необязательно иметь определенное число сотрудников или высокую прибыль. Единственное требование — профиль предприятия должен соответствовать одному из 18 видов деятельности в IT-секторе. Правда, по сути, речь идет о любой компании, экспортирующей свои услуги через интернет.
Стать резидентом парка можно через 12 дней после подачи заявки, и этот статус дает множество льгот, говорит генеральный директор компании «Наноэкохим» Айдар Гимадеев, который воспользовался этой возможностью полтора года назад: «Налог на прибыль здесь составляет 0%. В принципе, в Узбекистане и НДС очень интересный — 12%, то есть для российского бизнеса это, можно сказать, офшор. Очень хорошие склады, производственные площади. При этом стоимость аренды квадратного метра за производственное помещение — $ 3, за офисное — $5. У нас уже пошли первые экспортные сделки, мы поставляем товары в Казахстан, Турцию и Россию. Здесь сравнительно за невысокие зарплаты доступна молодая рабочая сила, люди хорошо понимают русский язык. Бухучет достаточно для нас понятен, все стандарты, по которым мы работаем в России или Турции, намного сложнее».