📈 CAGR: в чем суть среднегодового темпа роста
?
Аббревиатура CAGR часто встречается в презентациях и годовых отчетах компаний. По сути, этим показателем можно охарактеризовать скорость роста любого параметра за любой период времени, и это касается не только финансовых данных.
CAGR (Compound Annual Growth Rate) – это показатель совокупного среднегодового темпа роста
🤔 Зачем нужен CACR
Чтобы оценить скорость роста какого-либо показателя, а затем использовать, например, в прогнозировании – как вариант, для ряда показателей в модели DCF. Простые средние здесь применять не совсем верно. Но стоит понимать, что CAGR – это репрезентативный, а не реальный показатель. Фактически это число, которое показывает скорость роста, если бы показатель весь период изменялся с одинаковой скоростью, что является утопией.
Расчет
Посчитать CAGR достаточно просто. Для этого достаточно иметь два значения: в первый год (месяц, квартал) анализируемого периода и в последний год (месяц, квартал) анализируемого периода. Промежуточных значений не потребуется.
Формулу вы видите на картинке. В ней:
✔️EV (Ending Value) – значение в последний год (месяц, квартал) периода
✔️SV (Starting Value) - значение в первый год (месяц, квартал) периода
✔️N – количество анализируемых лет (месяцев, кварталов)
Обратите внимание на количество анализируемых периодов. Если мы берем значения, например, за 2015-2020 годы, количество периодов – 5 (а не 6):
▪️2015-2016 годы
▪️2016-2017 годы
▪️2017-2018 годы
▪️2018-2019 годы
▪️2019-2020 годы
Считать так: 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 – 6 периодов – неверно.
Недостатки CAGR
🔻Не учитывает волатильность: скорость роста чрезмерно сглажена и зависит от периода, который мы рассматриваем. В одни периоды показатель может сильно «проседать», а в другие «взлетать», и CAGR это никак не учитывает. При краткосрочном и среднесрочном планировании это может стать проблемой.
🔻Не учитывает промежуточные показатели: например, мы анализируем прибыль 2018-2022 годы. Значит, берем значения только 2018 года и 2022 года. Может получиться так, что именно в эти годы была прибыль, а вот в 2020 году - убыток. Но по CAGR мы это не увидим.
✏️ Пример
Посчитаем CAGR для операционных, а не финансовых данных. Возьмем количество магазинов X5 Group {$FIVE} в 2017-2021 годах. Значение на конец 2017 года – 12 121 шт., на конец 2021 года – 19 121 шт.
GACR = ((19 121 / 12 121) ^ (1/4) – 1) х 100% = 12,1%
При этом за 2021 год показатель вырос на 8,0% - хуже, чем CAGR. Однако для долгосрочного прогнозирования показательней именно CAGR.
#учу_в_пульсе
#псвп
#пульс_оцени
#новичкам
#обучение