🚘Российский авторынок в шторме — что топит продажи и есть ли надежда на спасение?
Февраль 2025 года стал для России месяцем автомобильного коллапса: рынок рухнул во всех сегментах, продолжив тренд, который начался ещё в конце 2024-го.
Но что стоит за этим обвалом? Или, как шутят аналитики: «Это не спад, а свободное падение с парашютом, который никак не раскрывается».
🔹Давайте разбираться, где факты, а где — тревожные звоночки для экономики.
🟢Цифры:
🚛Грузовики: -46% г/г. Сегмент трещит по швам уже год. Причина? Сокращение грузопотоков из-за стагнации промышленности и кредиты под 18% годовых. «Перевозчики предпочитают ремонтировать старые машины, а не брать новые в долг», — комментирует эксперт «Автостата» Дмитрий Баженов.
🚚LCV: -27% г/г. Первый минус за 13 месяцев роста. УАЗ и Sollers лихорадит: их продажи обрушились на 32% и 38% соответственно.
🛻Пикапы: -12% г/г. Ирония в том, что СОЛЛЕРС здесь удвоил продажи, но этого не хватило, чтобы перекрыть провал УАЗ. Доля группы в сегменте упала до 25%.
❓Почему покупатели сказали «стоп»? 4 ключевых фактора
1. Высокая база 2024 года. Тогда рынок вырос на 24%, подогретый госпрограммами льготного кредитования. Сравнивать с этим прорывом бесполезно — как мерять температуру после жаропонижающего.
2. Ставки в игре. Потребители ждут снижения ключевой ставки ЦБ (сейчас 16%), которое обещали к середине 2025-го. «Люди откладывают покупки, как перед Черной пятницей», — говорит экономист Алексей Захаров.
3. Автомобили — новая роскошь. Утильсбор вырос на 30%, а себестоимость машин — на 15-20% из-за импортозамещения компонентов. Результат: Lada Vesta теперь стоит как Skoda Octavia в 2022-м.
4. Европа на горизонте? Слухи о возвращении Peugeot и Renault заставляют некоторых ждать «свежих» моделей. Хотя, как заметил гендиректор «Автодома»: «Европейцы вернутся, только если РФ снимет санкции с самих себя».
🚗СОЛЛЕРС: триумф пикапов и крах LCV
Группа СОЛЛЕРС — живая иллюстрация кризиса. Их пикапы взлетели, но легкий коммерческий транспорт (LCV) провалился. Почему?
— УАЗ теряет клиентов из-за устаревшего модельного ряда. „Буханка“ 2025 года отличается от версии 2010-го только ценой, — иронизируют в автосообществах.
— Sollers Argo не выдерживает конкуренции с китайскими JAC и FAW, которые предлагают вдвое больше опций за те же деньги.
🤔«СОЛЛЕРС сделал ставку на пикапы, но проиграл в LCV. Им нужна экстренная модернизация или партнерство с азиатскими брендами», — считает автоэксперт Мария Соколова.
❓Что дальше? Прогнозы vs Реальность
✅Оптимисты верят, что снижение ставок и премьеры новых моделей (включая гибридный УАЗ «Патриот») оживят рынок к осени 2025-го.
❌Пессимисты напоминают: инфляция всё ещё на уровне 8%, а реальные доходы населения падают третий год подряд.
🧮Итог:
Февральский обвал — симптом системных проблем. Российский автопром стоит на перепутье: или инвестировать в технологии и доступность, или смириться с тем, что даже пикапы не спасут от волны кризиса.
$SVAV у меня «топ» позиция в портфеле, сделал ли я ошибку? Пока не знаю, средняя цена акции = 845.4₽, при текущей цене в 744₽ я теряю почти 12% (~15208₽) по позиции, и понимаю, что в других историях я мог бы давно заработать, а я топчусь тут с мая 2024.
🤔Даже тот аналитик, что подсказал мне эту идею в мае 2024, уже закрыл позицию, потеряв веру в идею. Но он отвечает за свои деньги, я за свои. Пока держу руку на пульсе, в случае роста котировки ближе к моей средней, допускаю продажу всей позиции.
❗️Не инвестиционная рекомендация
⬇️Ваше мнение по автомобильным акциям ❓
#акции #рынок #инвестиции #портфель #новости