$FESH Перебои с перевалкой в Южной Корее затормозили грузы и на Дальнем Востоке России
Это приведет к росту цен на контейнерные перевозки, опасаются в отрасли
Ксения Потаева, Денис Ильюшенков
5 октября 2021

Из России на Японию через Дальний Восток перевозится около 45 000 TEU в год . SeongJoon Cho / Bloomberg via Getty Images
С начала октября датская компания Maersk (крупнейший оператор морских контейнерных линий) сообщила своим партнерам, что на неопределенный период приостанавливает прием заявок (букинг) на перевозку грузов из портов Дальнего Востока России в японские порты Ниигата, Тояма, Фукуяма и Оита («Ведомости» ознакомились с письмом). Причина – скопление большого количества грузов в корейском транзитном порту Пусан. Ранее размещенные букинги будут погружены, пишет Maersk.
О заторах в Пусане в конце сентября уведомила клиентов и «Медитерранеан шиппинг компани русь» (агент крупного оператора MSC в России). Компания сообщила об увеличении времени ожидания на погрузку из Пусана во Владивосток и порт Восточный. В очереди на отправку находится груз с прибытием в Пусан от 3 августа для Восточного и от 30 августа для рыбного порта.
Пусан входит в десятку крупнейших контейнерных портов мира. Грузооборот по итогам 2020 г. – почти 22,7 млн TEU. Через него работает большинство крупных контейнерных компаний: Maersk, MSC, Sinokor, KMTC, HMM, ONE, ZIM. Практически 70% японских грузов в дальневосточные порты РФ идет через Пусан, поясняет источник в одном из российских контейнерных операторов.
Задержки в Пусане начались в конце августа из-за тайфуна «Омаис» и усилились в сентябре из-за тайфуна «Чанту». Ситуацию усугубил трехдневный корейский праздник урожая (с 4 по 6 октября).
По данным логистических компаний, в сентябре практически все линии в Пусане оказались в ситуации овербукинга, в ожидании отправки на Владивосток там скопилось около 35 000 TEU. Как рассказала «Ведомостям» руководитель отдела интермодальных перевозок Itella (принадлежит Itella Logistics, которая входит в финский госхолдинг Posti) в России Юлия Никитина, в Пусане катастрофическая ситуация: задержки в среднем составляют 30 дней, а по некоторым отгрузкам – до двух месяцев (ранее сроки доставки не превышали 14–21 суток). Практически у всех линий там скопилось от 800 до 1000 TEU, добавляет она. Представитель компании Kuehne + Nagel в России добавил, что контейнерный терминал в Пусане работает при загрузке в 95%.
По словам источника «Ведомостей» в контейнерной компании, из России на Японию через Дальний Восток перевозится около 45 000 TEU в год. «Вывозятся пиломатериалы, целлюлоза, алюминий, в меньшей степени зерно», – говорит он. Maersk начала сокращать количество портов захода на линиях Восток – Запад – Восток для ускорения оборота контейнеров еще в конце сентября, отмечает собеседник газеты, аргументировав это тем, что даже увеличение контейнерного парка за последние месяцы оказалось недостаточным для удовлетворения спроса. Источник считает, что сейчас рушится вся логистическая цепочка. «Из-за того что Maersk вводит ограничения, увеличивается нагрузка на других перевозчиков, у которых тоже полная загрузка. Это приведет к росту ставок», – добавил он.
Представитель Maersk говорит, что сокращение числа портов захода ускорит оборачиваемость контейнеров в преддверии пикового сезона перевозок (до Рождества и Нового года).
Этот период станет «одним из самых напряженных в истории отрасли», считает он. Причиной задержек он назвал рост спроса на морские перевозки, усиление карантинных мер, снижение производительности терминалов и сбои в расписаниях маршрутов.