Фундамент финансовой грамотности или необходимое условие накопление капитала
Расскажу свою историю о финансовой грамотности в рамках конкурса
#финграм.
Во время учёбы на бакалавриате с деньгами проблем у меня не было. Я сирота, а сиротам государство выплачивает разные плюшки, если учишься в вузе. Мой доход состоял из следующих компонентов: повышенная академическая стипендия, социальная стипендия, пенсия по случаю потери кормильца, компенсация расходов на еду и т.д. В месяц выходило 30-35 тысяч рублей.
📌 Пока жил в общаге, тратил около 15 тысяч в месяц, не считая единоразовые расходы, например на «крутые» кроссовки. Остаток вносил на накопительный счёт. Проблемы начались, когда вместе с товарищем начал снимать квартиру. Аренда, коммунальные платежи, текущий ремонт… В этот период жизни я тратил все доходы.
Так продолжалось около года. К концу 3 курса я загорелся идеей финансовой независимости. Для её достижения необходим капитал. Чтобы сколотить капитал, нужно тратить меньше, чем зарабатываешь, и инвестировать разницу. Откуда её взять? Варианта два: увеличивать доходы и сокращать расходы.
📝 Увеличение дохода без сокращения трат не поможет создать капитал. Если человек привык тратить всё до копейки, то он будет делать это и при зарплате 50 тысяч рублей, и при зарплате 100 тысяч рублей. Потому что у него будут постоянно расти расходы: поход в кафе вместо домашней еды, отказ от общественного транспорта в пользу такси и т.д. Показательный пример – некоторые популярные актёры. На пике карьеры они привыкают к роскошной жизни. А когда гонорары падают, оказывается, что у них не хватает денег на обслуживание долгов.
❗️ Поэтому расходы необходимо контролировать. Единственный способ сделать это – вести бюджет.
Я начал вести бюджет в 2020 году. Два месяца просто записывал траты, чтобы понять, куда уходят деньги. В первый же месяц расходы упали на 3-5%, несмотря на то, что я не прилагал усилий для их сокращения. Возможно, это совпадение или случайное колебание. А может быть, повлиял процесс ведения бюджета: когда снова и снова «пополняешь» нежелательную статью расходов, неосознанно пытаешься уменьшить сумму.
Спустя 2 месяца проанализировал бюджет и начал планировать расходы: ограничил максимальную сумму трат по каждой категории. Благодаря этому стал совершать меньше импульсивных покупок, меньше тратить на сладости и фастфуд.
🎯 В результате расходы в среднем снизились на 15%. Освободившиеся деньги я направил на инвестиции.
Преимущества ведения бюджета:
➕ Контроль расходов. Вы поймёте, куда утекают деньги и почему их не хватает.
➕ Создание капитала. Разница между доходами и расходами служит основой для сбережений.
➕ Гибкость. Вы сможете изменить структуру расходов при необходимости.
➕ Уверенность в будущем. Контроль и планирование дарят чувство спокойствия.
Бонус: за год ведения бюджета я похудел на 10 кг, так как стал меньше денег тратить на сладкое.
Недостатки ведения бюджета:
➖ Необходима дисциплина. Траты нужно записывать каждый месяц.
➖ В начале процесс занимает много времени, но в дальнейшем потребует не больше 20 минут в неделю.
🔸 Как я веду бюджет 🔸
Расходы и доходы записываю по категориям, без детализации отдельных платежей. Сначала использовал такие категории: аренда и квартплата; интернет и связь; еда; хозтовары; одежда; непредвиденные расходы; транспорт; красота и здоровье; сладкое и фастфуд. В дальнейшем расширил их и подстроил под себя.
Для учёта использую эксель. Это удобно и бесплатно. Пробовал приложения, бесплатные версии мне не понравились.
Записи делаю раз в неделю. Сохраняю чеки, потом переношу их в табличку. Последнее время почти перестал складировать бумагу, так как использую электронные чеки.
🔥 Ведение бюджета – это необходимое условие создания капитала. Процесс накопления можно сравнить со строительством дома. Бюджет в данном случае – фундамент, без которого нет смысла строить новые этажи.
#прояви_себя_в_пульсе