📦 Как инвестировать в рынок E-grocery России?
Согласно исследованию Infoline, рынок E-grocery (или заказов товаров повседневного спроса через интернет) в России на конец 2020г оценивался в 155 млрд. рублей (уже за 1п 2021г эта цифра была пройдена). Доля E-grocery (далее — E-G) в food-ритейле на тот же период (2020г) составляла всего 0,8% для РФ.
Для сравнения приведем другие страны: 3,0% в ФРГ, 10% в США, 12% в Великобритании, 22% в КНР и 25% в Японии.
По прогнозам, в 2024г доля E-grocery России в food-ритейле составит 4,5%, а в 2030г — 10%. За 9 лет это 6,3х или 46% CAGR (среднегодовой темп роста). Довольно неплохая доходность, если конкретный игрок растет на уровне рынка. А ведь может и сильней...
Задача инвестора, таким образом, сводится к тому, чтобы найти компанию, которая сконцентрирована именно на рынке E-grocery, способна показывать рост не хуже рынка, и инвестировать в нее. Предлагаем дальше пробежаться по российским представителям отрасли и понять, кто из них лучше всего нам подходит.
Для сравнения будем использовать показатель GMV — общая стоимость товаров, проданных через сервисы того или иного игрока.
1. СБЕР — включает в себя 3 сервиса: Самокат (экспресс-доставка от 15 минут), Сбермаркет (плановая доставка в выбранный интервал), Delivery Club (доставка готовой еды). Еще есть СберМегаМаркет, но он не связан с food-ритейлом.
GMV этих 3 сервисов в 2020г составил 19,8 млрд. руб. (ТОП-3). Операционные доходы всего Сбера в 2020г — 1,7 трлн. руб. Иными словами, каким бы быстрым ни был рост сервисов E-grocery Сбера, их доля ничтожна мала, а значит влияние на рост всей компании нивелируется.
Инвестиции интересны непосредственно в Самокат, Сбермаркет и Delivery Club. Однако это станет возможным только после их IPO в 2022-23 годах.
2. Яндекс — представлен также тремя сервисами: Маркетом, Лавкой и Едой. GMV 2020г составил 24 млрд. — лидер отрасли.
Выручка всего Яндекса в 2020г — 218.3 млрд рублей. Доля E-grocery — 11%. Это уже намного лучше, чем у Сбера, но все-таки не то, что нужно.
3. X5Retail Group — представлен сервисами Перекрёсток.Впрок (как Сбермаркет), Перересток и Пятёрочка.Быстро и Около (экспресс-доставка).
GMV 2020г — 21,9 млрд. руб. Выручка всей компании — почти 2 трлн. руб. Даже с учетом сильного роста e-grocery (стало около 75 млрд. за 9мес 2021г), это очень маленькая доля. GMV E-G к выручке 2020г = 1%.
4. Ozon — лидирующий маркетплейс в РФ. В последнее время активно развивается экспресс-доставка еды. Но на 2020г GMV в исследуемой сфере составил всего 12,6 млрд. против 197,4 общего GMV. То есть на E-G у Ozon приходится 6,4%.
5. ВкусВилл — один из самых интересных вариантов, поскольку представляет собой формат магазинов «у дома», которые можно использовать как дарк-сторы, что значительно уменьшает CAPEX. За 1п 2021 компания увеличила соответствующий GMV на 437%.
В 2020г показатель составлял 14,9 млрд. руб. при общей выручке в 114,3 млрд. Отношение E-G к выручке = 13% — самый высокий показатель. А благодаря взрывному росту показатель увеличится еще сильнее. Как известно, ВкусВилл готовится к IPO.
К значимым игрокам также можно отнести Утконос, Wildberries, Азбуку вкуса. Однако инвестировать в них пока не представляется возможным.
Обобщая сказанное, становится понятно, что инвестировать только в рынок E-G в России пока не представляется возможным. Вариант, наиболее отвечающий этой цели, — ВкусВилл. Однако для вложений в этого ритейлера нужно понимать другие особенности бизнеса, которые мы рассмотрим в рамках скорого обзора компании.
Уточнение #1: не совсем корректно сравнивать GMV и выручку, но мы пошли на это там, где показателя общего GMV не было.
Уточнение #2: выручка, GMV, конечно, важны, но необходимо также учитывать маржинальность и прибыльность того или иного бизнеса. Точно известно, что Ozon и экосистема Сбера убыточны. Думаем, что у других игроков дела, примерно, также.
$SBER $SBERP {$YNDX}
$OZON {$FIVE}