📛 Проблемы, риски и негативные факторы Роснефти:
🏦 Государственное участие. Два аспекта: если будут санкции, Роснефть они коснутся первой. Второй: совокупность атрибутов, характерных для государственной машины: бюрократия и коррупция.
🌳 Экология и CAPEX. Часто мы слышим новости, как у Роснефти прорывает трубопровод или нечто подобное. Вроде, аварии масштаба Норникеля не случались, но мы не уверены, что компания серьезно озабочена проблемой. Хотя в годовом отчете во многих разделах сказано, что Роснефть выполняет предписания природоохранных органов то тут, то там.
❓ Сложности с ростом. Роснефть — огромная компания с активами по всей России и в разных частях мира. Пути для экстенсивного роста практически закрыты. Например, по стратегии компания таргетирует добычу в 330 млн. т. н. э. к 2030 году, что предполагает рост от доковидных уровней всего на 15-16%.
И если в абсолютных цифрах прирост добычи составит величину, равную годовой добыче Газпромнефти, то относительные значения говорят о жалких 1-2% в год.
📶 Добыча. Как вы знаете, сделка ОПЕК на текущий момент позволяет отечественным нефтяникам наращивать добычу. Однако бытуют мнения, что сделать это будет крайне сложно. Во-первых, из-за экстренного закрытия скважин в 1п 2020 года старому фонду был нанесен ущерб.
Помимо этого, инвестиции в новое бурение также отставали. Роснефть может столкнуться с ситуацией, что будет нечем увеличивать добычу. Об этом говорил Эрик Лирон (Вице-Президент Роснефти), а И. Сечин на климатическом саммите поднимал тему недоинвестированности отрасли.
💰 Дороговизна Восток Ойла. Если газовые проекты компании выглядят экономически обосновано, то Восток Ойл в некоторой степени напоминает стройку века, заточенную под увеличение грузооборота по Северному морскому пути. Проект требует баснословных инвестиций. Оправдано ли это? Сложно сказать. Более подробно на тему мы рассуждали в стратегии развития компании.
📜 Казус с лицензиями. В 2010-ых годах устоявшейся была точка зрения, что дальнейший рост добычи нефти и газа будет происходить за счет разработки шельфа. Однако в 2014 году от участия в таких проектах из-за санкций отказались многие западные партнеры, а доступ к соответствующим технологиям и оборудованию отечественной нефтянке был закрыт.
На сегодняшний день Роснефть является крупнейшим держателем лицензий на добычу углеводородов на арктическом шельфе. Однако реальных попыток освоения этих участков не предпринимается из-за вышеназванных причин, а также из-за невысоких цен на нефть, которые наблюдались после 2015 года.
📈 Цены на нефть. Продолжая предыдущую мысль, цены на нефть могут сыграть злую шутку. Поскольку Роснефти нужно увеличивать добычу, а лицензии простаивают, может быть анонсирован какой-то новый крупный проект по освоению шельфа. Понятно, что добыча там будет стоить не $10 за баррель. Если же после начала такого проекта цены на нефть упадут, компании будет сложно тащить на себе, в добавок к Восток Ойлу, другие проекты.
📉 Низкий free-float. Он составляет всего 11%. Причина в участии в капитале РФ, а также западных и арабских фондов. И хотя акции очень ликвидны, хотелось бы видеть больше бумаг в свободном обращении
♻️ Where is маржа? Напомним, что нефтянка делится на 3 части: Upstream (добыча), Midstream (транспортировка) и Downstream (переработка). У Роснефти Midstream и Downstream представляют собой единый сегмент. Посмотрите теперь на выручку и операционную прибыль у этих сегментов за 9м 2021 года:
Upstream:
Выручка — 1,5 трлн. руб.
ОП — 390 млрд. руб. (26,7% маржинальность)
Midstream и Downstream:
Выручка — 2,3 трлн. руб.
ОП — 49 млрд. руб. (2,1% маржинальность)
Понятно, что Роснефть — не единственная компания, у которой маржинальность Midstream & Downstream значительно ниже, чем в Upstream, однако у Лукойла, например, маржинальность по EBITDA не 2,1%, а 5,7%. И это хорошо, что в 2021г до чистой прибыли что-то дошло, в 2020 работа Midstream & Downstream для Роснефти вообще оказалась убыточной.
$ROSN