5 марта 2025
Танки вместо автомобилей. ВПК заменяет автопромышленность в качестве главного двигателя экономики Германии
Часть 1
На фоне резкого ухудшения ситуации с безопасностью в Европе и необходимости наращивать оборонные расходы военная промышленность Германии может вырвать экономику страны из стагнации, в которой та находится с доковидных времен.
Автопроизводители, страдающих от спада в автомобильной отрасли, уже начали переходить на выпуск военной техники и переводить в «оборонку» своих рабочих. Новые власти Германии хотят пустить на военные нужды 200 млрд евро и для этого договорились с другими партиями об отмене бюджетных ограничений.
После Второй мировой войны союзники ликвидировали авиационную отрасль Германии, и множество высококлассных инженеров и разработчиков, потеряв работу, занялись производством автомобилей. Такая смена деятельности стала одним из главных факторов, обеспечивших превращение автомобильной промышленности ФРГ в мирового лидера.
После трех мирных десятилетий, последовавших за окончанием уже холодной войны, оборонный сектор страны оказался в «загоне». Но после трех лет событий в Украине и на фоне отказа новой администрации США от усилий по обеспечению европейской безопасности начался обратный процесс. Немецкий ВПК забирает пальму первенства у автомобильного сектора, который, будучи сильно ориентирован на экспорт, пострадал от замедления китайской экономики и проиграл китайским же конкурентам на рынке электромобилей. На фоне первого за 80 послевоенных лет решения Volkswagen VOW3@DE сократить рабочие места в Германии производители танков, радаров и других видов вооружений готовятся обеспечить новый подъем экономики страны.
Rheinmetall RHM@DE , крупнейшая оборонная компания Германии, сообщила на прошлой неделе, что перепрофилирует два производящих автомобильные детали завода; они начнут выпуск оружия.
#Hensoldt , которая производит радарные системы TRML-4D, используемые Украиной, ведет переговоры о принятии на работу около 200 рабочих из крупных поставщиков автозапчастей Bosch и Continental. Rheinmetall тоже хочет перевести из Continental около 100 сотрудников. «Трудности в автомобильной промышленности для нас обернулись выгодой, – сказал Reuters гендиректор Hensoldt Оливер Дёрре, добавив, что дальнейшие инвестиции позволят увеличить ежегодное производство радаров более чем вдвое до 25-30 единиц. – Мы должны рассматривать оборонную промышленность как двигатель экономики Германии, она будет играть более значительную роль, чем раньше».
ВВП Германии сократился в 2023-2024 гг. и практический не изменился с 2019 г. При этом спад промышленного производства составил 11% с допандемийного уровня, по данным Федерации немецкой промышленности. Volkswagen планирует ликвидировать 35 000 рабочих мест в Германии к 2030 г. и сократить выпуск более чем на 700 000 машин в год. Continental хочет до конца года выделить проблемное автомобильное подразделение в отдельную компанию.
По оценке Кильского института мировой экономики, ВВП Евросоюза может дополнительно расти на 0,9-1,5% в год, если ЕС увеличит оборонные расходы до 3,5% ВВП с нынешних 2%. Причем для Германии с ее развитой промышленной инфраструктурой темпы роста будут у верхней границы этого диапазона, полагает экономист института Йоханнес Биндер: «В среднесрочной и долгосрочной перспективе, и об этом свидетельствует, в частности, американская экономическая история, такие военные расходы могут принести значительные выгоды в том, что касается производительности, сопутствующих эффектов и технологических достижений».
Использование свободных мощностей в автосекторе поможет сохранить сложившуюся производственную инфраструктуру Германии и увеличить выпуск военной техники, считает Дёрре.
Европе потребуется 250 млрд евро в год и 300 тысяч солдат, чтобы защитить себя без помощи США
Часть 2:
https://www.tbank.ru/invest/social/profile/CameramanV/4daa0297-b8ba-4376-b3b2-6b0f32e9af28