Напомню, что мультипликаторы – это дроби, а у дроби есть числитель (первое значение, делимое) и знаменатель (второе значение, делитель). Мы успели обсудить, какие показатели могут фигурировать в числителе, теперь пришло время знаменателя.
Мультипликаторы в целом деляться на финансовые или натуральные. К финансовым мультипликаторам относятся такие, в знаменателе которых стоит один из денежных показателей (выручка, прибыль и т. п.), а к натуральным – те, в знаменателе которых стоит, соответственно, натуральный показатель (объем продаж в штуках и т. п.). Фундаментальным отличием финансовых показателей от натуральных является то, что данные показатели – универсальные и применимы для всех отраслей. Соответственно, на их основе можно сравнивать компании совершенно разного профиля. Что касается натуральных показателей, то они являются специфичными для отрасли или группы отраслей.
При оценке по натуральным показателям существенно снижается круг применимых аналогов. Например, для оценки завода, занимающегося производством титана, по показателям выручки или прибыли мы могли бы в качестве аналога взять компании, производящие другие цветные металлы. Но в этом случае показатель «EV/производство» использовать невозможно, так как цены на разные металлы существенно различаются, и одна произведенная тонна продукции приносит совершенно разные выручку и прибыль в зависимости от вида металла. Для оценки компании, у которой несколько различных направлений бизнеса, натуральные показатели напрямую неприменимы.
Натуральные показатели могут служить для расчета и стоимости акций, и стоимости бизнеса: например, для нефтяной компании допустимыми считаются мультипликаторы вида «P/запасы в тоннах» и «EV/запасы в тоннах». С финансовыми мультипликаторами ситуация иная. Если в числителе стоит стоимость акций, то в знаменателе должны стоять финансовые показатели, отражающие текущие или будущие доходы акционеров либо активы, приходящиеся на их долю. Если в числителе стоит стоимость бизнеса, то в знаменателе должны стоять показатели, отражающие денежные потоки всего бизнеса или включающие все активы бизнеса.
Автор книги иллюстрирует эту мысль с помощью так называемых «доходных» финансовых показателей. Красивого определения у этого термина в книге нет, но о чем идет речь в принципе понятно – о разных показателях, отражающих сколько компания зарабатывает.
Первая их группа подходит для оценки стоимости бизнеса. Доходные финансовые показатели из этой группы включают в себя доходы, из которых осуществляются выплаты как акционерам, так и кредиторам. В эту группу входят такие показатели, как уже знакомая нам EBITDA (прибыль до уплаты процентов, налогов и амортизации) и NOPLAT (операционная прибыль после уплаты налогов). Их нужно соотносить с EV в знаменателе.
Вторая – для оценки стоимости акций. Они учитывают только выплаты акционерам. В эту группу входят E (чистая прибыль) и FCFE (чистый денежный поток акционеров). Их нужно соотносить с P в знаменателе.
Короче говоря, можно использовать мультипликаторы EV/EBITDA и Р/Е, а такие показатели, как P/EBITDA и EV/Е – нельзя. Исключением в этом правиле является выручка: можно и EV/S и P/S. В следующей публикации поговорим подробнее про мультипликтор P/S и попробуем его применить на практике к компаниям нефтянного сектора в России.