Мультипликатор «цена/выручка» (price/sales – P/S) вляется одним из самых распространенных. Согласно финансовой теории более корректным считается мультипликатор «стоимость бизнеса/выручка» (EV/S), поскольку выручка компании служит источником доходов как для акционеров, так и для кредиторов, а также источником уплаты налогов, но на практике более широкое распространение получил все-таки мультипликатор P/S, что объясняется его простотой.
Причины широкого распространения показателей Р/S и EV/S состоят в следующем:
• во-первых, их можно рассчитать практически для всех компаний, кроме тех, которые находятся в стадии разработки продукта. Выручка не может быть отрицательной, поэтому мультипликатор определен практически всегда, за исключением тех случаев, когда компания находится на начальной стадии развития. Таким образом, в том случае, когда оцениваемая компания или ее аналоги несут убытки, мультипликатор P/S (EV/S) является «палочкой-выручалочкой»;
• во-вторых, волатильность выручки гораздо ниже, чем прибыли, и она меньше подвержена влиянию случайных факторов. Следовательно, мультипликатор P/S (EV/S) в меньшей степени будет зависеть от сиюминутной ситуации. Исследования показали, что разница между величинами P/S (EV/S) разных компаний может отражать различия в долгосрочной доходности бизнеса, которая напрямую влияет на оценку компании;
• в-третьих, чем «ближе» финансовый показатель к чистой прибыли и чем «дальше» он от выручки, тем сильнее на него влияют применявшиеся компанией методы бухгалтерского учета. С этой точки зрения выручка – практически единственный показатель, по которому можно сравнивать компании, в том числе и пользующиеся разными бухгалтерскими стандартами.
• в-четвертых, выручка – это тот финансовый показатель, в отношении которого легче всего найти информацию. Например, нужно оценить дочернюю компанию (или направление бизнеса) публичной компании. Вероятность того, что в годовом отчете материнской компании вы найдете разбивку прибыли по дочерним компаниям или видам бизнеса, очень мала, однако там наверняка содержатся данные о выручке в такой разбивке.
Немного дополнительной информация не из книги. Рост выручки согласно исследованию Boston Consulting Group является главным фактор для роста цен акций. Согласно исследованию этой компании 2014 года на горизонте инвестирования от 3 лет и больше важнейшим фактором, определяющим рост акции, является рост выручки. Более того, в перспективе 10 лет, рост выручки является почти единственным фактором, который влияет на рост акций. Почему? Потому что именно рост выручки создаёт развитие и масштаб, привлекает таланты, создаёт непреодолимые конкурентные преимущества. Рост выручки не означает автоматического роста цен акций. Но без роста выручки нет долгосрочного роста цены акций.
Интересный факт, что данное исследование вступает в противоречие с мнение автора книги. Она пишет, что стоимость любого актива определяется той прибылью, которую он приносит инвестору, поэтому общий объем продаж – это лишь один из факторов, влияющих на прибыль. Очевидно, что компании с одинаковыми продажами могут иметь совершенно разную маржу чистой прибыли или разный чистый денежный поток, следовательно, и стоимость их будет разной.
Не пытаясь разрешить это противоречие ввиду отстутсвия достаточного опыта и знаний, подчеркну лишь, что показатель P/S не учитывает разницы в эффективности операций сравниваемых компаний. Так, низкий P/S может отражать низкую прибыльность операций, поэтому неверно думать, что компания, показатель P/S которой ниже среднеотраслевого, недооценена. Иначе говоря, низкое значение P/E часто означает скидку относительно конкурентов, а с P/S все не так просто.