Думаю пришло время вернуться к изначальному плану развития моего блога: я конспектирую умные книжки для вас, а вы задаете мне вопросы в телеге, если есть желание.
Мы договорились с начать с книги Е.В. Чирковой.«Как оценить бизнес по аналогии: Пособие по использованию сравнительных рыночных коэффициентов». Она посвящена прежде всего сравнению компанию с помощью так называемых мультипликторов. В основе идеи мультипликаторов лежит экономический закон одной цены (the law of one price), который гласит, что два одинаковых актива должны иметь одинаковые рыночные цены. Основной сферой применения мультипликаторов является оценка компаний. Важное замечание: оценка по мультипликаторам не является основным методом оценки компаний в современной экономике. Традиционно считается, что самый точный, хотя и более трудоемкий метод оценки бизнеса – это дисконтирование денежных потоков. Я планирую когда-нибудь обрести и это знание, но пока начнем с более простого варианта. Оценка на основе мультипликаторов – это более простой и быстрый метод, хотя и менее точный. Хотя, например, в США оценка на основе мультипликаторов широко используется судебными органами при работе с экономическими преступлениями.
Нужно понимать, что цена акции зависит от двух ключевых факторов: общего количество акций и размеры компании. Этот метод позволяет производить расчеты, как если бы сравниваемые компании были одинаковы по размеру и имели одно и то же количество акций. Сравнение цен акций производится по отношению, например, не к выручке или чистой прибыли компании, а к выручке или прибыли на одну акцию.
У метода есть ряд недостатков:
1) Работая с мультипликаторами, мы получаем оценку по сравнению с той группой аналогов, которая выбрана оценщиком. Иногда крайне трудно подобрать группу компаний-аналогов, максимально похожих на оцениваемую компанию.
2) Рынок в целом может быть «перегрет» или, наоборот, подвержен паническим настроениям инвесторов, а кроме того, может переоценивать или недооценивать компании какой-то определенной отрасли, которая на данный момент «в моде» или «не в моде» и так далее. В таких случаях значения мультипликаторов для группы компаний-аналогов оказываются искаженными по сравнению со значениями, рассчитанными на основе их справедливых цен.
Гипотеза эффективности рынка. Согласно этой гипотезе, рыночная цена актива отражает оценку его справедливой стоимости. При слабой степени (weak form) эффективности рынка требуется, чтобы в цене актива мгновенно учитывалась информация, влияющая на его цену (но не определяется, какая точно), при средней степени (semistrong form) оговаривается, что речь идет обо всей публично доступной информации, при сильной степени (strong form) – об абсолютно всей информации, включая инсайдерскую. Нередко гипотеза об эффективности рынка трактуется таким образом: «рыночные цены на ценные бумаги справедливы в каждый момент времени». В настоящий момент большинство специалистов сходятся во мнении, что гипотеза об эффективности финансовых рынков неверна. И это касается эффективности не только сильной степени (что признавалось даже самим автором этой гипотезы американским экономистом Юджином Фамой), но и средней.
Таким образом, сам метод оценки по мультипликаторам несет в себе погрешность, так как рыночные цены компаний-аналогов могут быть несправедливыми. С другой стороны, сравнительный метод применяется для оценки котируемой компании, то есть уже оцененной рынком, именно в целях проверки того, недооценена или переоценена рынком наша компания в данный момент времени по сравнению с группой компаний-аналогов. Думаю этот тезис станет понятнее на основе примера из нашей действительности. В данный момент акции металургических компаний в России в целом оценены рынком довольно дешево, проще говоря – со скидкой. Мультипликторы дадут нам понять, у какой компании из этой группы скидка больше, а у кого меньше.