31 июля 2024
Рынок лифтов: в ожидании инвестора
Потребность в лифтовом оборудовании в России растет — до 100 тыс. лифтов в многоквартирных домах и общественных зданиях нуждаются в замене. Отечественные же производители подъемного оборудования испытывают ряд серьезных проблем: рост стоимости металла, дефицит специалистов, нехватку оборотных средств. Последнее призван решить рынок облигаций, доступ к которому уже в этом году может быть открыт участникам отрасли.
Лифтовая стагнация
Если посмотреть на динамику развития российского лифтового рынка в течение последних пяти лет, то его объем фактически не изменился, несмотря на турбулентности внутри периода. На конец 2023 г. производство лифтов в стране составило 27 тыс. единиц, что на 25% больше, чем годом ранее, но лишь на 3% превышает показатель 2019 г. Рост выпуска подъемных машин во многом вызван эффектом низкой базы 2022 г., когда во многих сферах экономики наблюдался спад основных показателей, в том числе и в лифтовой отрасли.
граф. 1
Для российской промышленности 2022 г. оказался во многом переломным. В стране прошла череда приостановок работы заводов с иностранным представительством. Лифтовый рынок не стал исключением. В марте 2022 г. американская компания OTIS Elevator, которую в России представлял «Отис лифт», заявила о прекращении приема заказов на новые лифты. И уже летом 2022 г. российские активы OTIS Elevator приобрел холдинг S8 Capital.
Финский производитель лифтов и эскалаторов Kone также в 2022 г. ушел из России, продав бизнес всё тому же S8 Capital. Покинули рынок и Schindler и ThyssenKrupp Elevator. По данным Forbes, в 2021 г. на долю этих четырех зарубежных игроков приходилось 21% российского рынка производства лифтов. По итогам 2022 г., объем выпуска подъемных машин в стране сократился на 31%.
Участники отрасли столкнулись и с другими вызовами, которые до сих пор оказывают влияние на их бизнес.
Во-первых, рост стоимости материалов. Повышение цен на металл привело к увеличению себестоимости лифтов и срывам контрактов по установке лифтов в многоквартирных домах. Производители были вынуждены ограничивать объемы выпуска лифтов, так как оплата комплектующих у большинства поставщиков стопроцентная, а собственных средств не хватало для внесения оплаты за подорожавшие комплектующие. В 2022 г. средняя стоимость лифта в России выросла на 30%, а в 2023 г. превысила 2 млн рублей.
Во-вторых, нехватка квалифицированной рабочей силы в условиях СВО.
В-третьих, нехватка оборотных средств. С подъемом ключевой ставки Банка России пополнять оборотные средства для производителей лифтов и монтажных организаций становится всё тяжелее.
Строительный драйвер
Также влияние на российский лифтовый рынок оказала и продолжает оказывать неоднозначная динамика в сфере жилищного строительства.
граф. 2
Судя по приведенным данным, геополитический шок конца зимы 2022 г. не сказался на объемах ввода в эксплуатацию объектов недвижимости. В количественном выражении в 2022 г. было введено на 8% больше зданий, чем годом ранее. Прирост в квадратных метрах составил 11%, достигнув 102,7 млн кв. м. Однако пертурбации были внутри 2022 г., когда с сентября (за месяц, год к году) динамика изменила вектор направления. В сентябре 2022 г. объем ввода жилья оказался на 8% ниже, чем за тот же период годом ранее, в октябре спад достиг 10,6%, ноябре — 27,4%.
Просел 2022 г. и в отношении числа заключенных договоров ДДУ — 703,4 тыс. против 898,6 тыс. годом ранее.
В 2023 г. ввод в эксплуатацию жилья стал рекордным — 110,4 млн м2, что на 7,5% больше 2022 г. И надо отметить, что начало 2023 г. сопровождалось некой нисходящей динамикой, которая началась еще в конце 2022 г., а вот конец 2023 г. оказался прорывным и рекордным: только в декабре было введено 17,2 млн м2.
граф. 3
Увеличилось в 2023 г. и число заключенных договоров долевого участия, их количество достигло 1 млн (+43,5%).
продолжение⬇️