В конце прошлого года ЕС обсуждал возможность для Дании проверять и при необходимости блокировать танкеры с российской нефтью, проходящие через ее воды без западного страхования, в соответствии с законами, позволяющими государствам проверять суда, которые, предположительно, представляют угрозу окружающей среде.
Но любая задержка связанных с Россией танкеров вызовет большой скандал, и Москва может представить это как блокаду со стороны членов НАТО — поскольку все страны Балтийского моря, кроме России, теперь входят в этот военный альянс. Международная морская организация, специализированное учреждение ООН, регулирующее судоходство в глобальном масштабе, заявила, что все суда «должны соблюдать устоявшиеся стандарты и передовые практики», включая использование лоцманских услуг в Датских проливах, и призвала прибрежные государства проявлять бдительность.
Нефтяные танкеры, подозреваемые в помощи России с обходом западных санкций, начали регулярно отказываться от профессиональной помощи лоцманов при прохождении опасных проливов, связывающих Балтийское и Северное моря. С начала января по меньшей мере 20 танкеров, перевозящих российскую нефть, отказались взять на борт специалистов-лоцманов, Об этом пишут издания Financial Times и Danwatch со ссылкой на попавшие к ним внутренние документы. Эти лоцманы предоставляются Данией для безопасного прохождения Датских проливов — узких, мелководных и сложных для навигации без специальных знаний.
Дания давно предоставляет специалистов по морской навигации, знакомых с узкими каналами, отмелями и сильными течениями Датских проливов, для любого крупного судна, перевозящего нефть или другие опасные грузы, для предотвращения экологических катастроф. Датские лоцманы говорят, что за последние четыре месяца число судов, перевозящих российскую нефть и отказывающихся от их услуг, резко возросло.
«Датские воды уязвимы, мелководны и узки, а эти нефтяные танкеры ходят очень близко к берегу. Это может стать катастрофой... Это также огромный экономический риск для Дании», — сказал Мартинг Лидегор, лидер партии социал-либералов, охарактеризовавший эти риски как «бомбу замедленного действия».
Лидегор заявил, что датское правительство должно рассмотреть вопрос об обязательном использовании лоцманов. Датские морские власти заявили, что попросят полицию расследовать инцидент с танкером Andromeda Star, который столкнулся с другим судном к югу от Копенгагена по пути в Россию в начале марта. О пострадавших или разливах не сообщалось.
Суда имеют право проходить через прибрежные воды другой страны, пользуясь правом «мирного прохода», хотя существуют некоторые ограничения, если их присутствие может представлять серьезную экологическую или иную угрозу. Конвенция ООН по морскому праву позволяет государствам «начинать разбирательство, включая задержание судна», при наличии «четких объективных доказательств» того, что судно представляет серьезную угрозу нанесения ущерба прибрежной зоне.
После введения потолка цен в $60 за баррель, Россия все больше полагается на «теневой флот» для транспортировки своей нефти. Большая часть российской нефти теперь идет в Азию, но примерно 60% от общего объема российского морского экспорта по-прежнему отправляется из балтийских портов и проходит через Датские проливы, чтобы достичь Северного моря.
$FLOT $NMTP