$USDRUB “Гордость и предубеждение”
Всем привет! Я давно ничего не писал. И сегодня решил затронуть такую важную тему, как предубеждение в отношении акций компаний, когда мы принимаем решение о покупке на эмоциях. Подтолкнуло меня к этому чтение комментариев в Пульсе и других инвест сообществах. О чем я? Приведу пару примеров, и вы все поймёте, а где-то узнаете и себя.
$SBER О, да! Воспоминания об очередях, о “где карту получали, туда и идите!”, и так далее, не дает нам взглянуть на компанию трезво. И в самом деле, как ТАКАЯ компания может быть успешной? У каждого есть негативный опыт обслуживания в Сбере, чего уж там. НО. Что если Сбер это постоянно растущие потоки, выручка и прибыль (рис. № 1). Что если его маржинальность (30%) больше, чем у
$AAPL (20%),
$GOOGL (20%) и
$JPM (21,5%)? А тот факт, что 45% акций Сбера принадлежат нерезидентам? И это крупные фонды (Capital group, Vanguard, BlackRock…). Думаете они там все глупые и просто так покупают эти акции? Что если по мультипликаторам Сбер сильно недооценен. А по надежности он стоит на четвертом месте в России после иностранных банков (Райф, UniCredit, Росбанк). Плюс хорошие дивиденды. Уже не такой уж и плохой вариант в портфель, верно?
Другой пример. Это когда мы переоцениваем компанию. Однажды в качестве аргумента для покупки акции компаний Coca-Cola
$KO я услышал: “Это же продукты питания! Все знают эту компанию и мир не перестанет пить их напитки. Они есть везде! “. Давайте разберемся. Хорошо ли то, что их продукция представлена везде? “Да” - скажет большинство. Но, на самом деле, как раз по этой причине компании просто некуда расти. Она заняла все рынки, где могла, поглотила многих конкурентов и расти-то дальше некуда. У нее падает выручка год от года и растет долг (рис. № 2). Если очень хочется газировки, то есть смысл присмотреться к Monster Beverage
$MNST (рис. № 3), которая отросла к уровню, который был до пандемии и прибавила еще +20%. Это же акция сына маминой подруги! Но пока дороговато.
А вот еще о стереотипах: “Они делают прекрасные авто/услуги/продукты (нужное выберите сами). Надо прикупить их акции”. Нет. Лояльность к бренду ничего не значит. Кетчуп Heinz знают все. Его производит Kraft Heinz Co
$KHC Я его с удовольствием покупаю и мне он нравится. Но это не причина покупать акции этой компании, так как финансовое здоровье её оставляет желать лучшего: падающие выручка и прибыль, высокие долги (рис. № 4). К этому привели ошибки в менеджменте и убытки из-за необходимости отзыва партии продукции.
Или вот это: “Это госкомпания, ей умереть не дадут. МОНОПОЛИЯ”. Умереть и правда не дадут, но это не значит, что Ваши вложения будут оправданы. Таким компаниям чаще всего безразличны интересы инвесторов и курс котировок. Я пользуюсь “Аэрофлотом”
$AFLT, и их сервис мне нравится, но эта компания держится на дотациях от государства. Она генерирует убытки и наращивает долги. Плюс к этому низкое качество управления. Хотя, такое управление и привело к таким результатам.
Я очень надеюсь, что донёс до вас свою мысль, что нужно быть объективным и это очень сложно. У меня у самого получается это не всегда. Например, у меня негатив к Apple: не понимаю этих завышенных цен на их продукцию и отсутствие инноваций в последние годы. И поэтому, почему-то не верю в их будущее, а они всё растут и растут… Подумайте, есть ли у вас стереотипы и мешают ли они вам.