Впервые за 100 лет вводятся единые базовые правила налогообложения корпораций. В реформе есть два главных момента. Во-первых, компании будут платить налоги по месту реализации продукции, в том числе цифровой, например рекламы, фильмов, видеоигр, сервисов. Во-вторых, минимальная ставка составит 15%, недоплаченные в оффшорах налоги будут автоматически удерживать в странах реального ведения бизнеса.
Общий посыл, который озвучила глава казначейства США Джанет Йеллен: самые прибыльные из самых крупных корпораций будут платить больше. Сейчас средняя налоговая ставка для зарубежных дочек американских компаний колеблется в диапазоне от 10,5% до 13%. То есть транснациональные компании с максимальной маржой будут вынуждены сократить прибыль на 2–5%.
Техногиганты
Для цифровых компаний сделка G7, с одной стороны, вводит оплату налогов за пределами США, с другой — отменяет местные «карательные» налоги, например введенные против
$GOOGL и {$FB} в ЕС. Отдельно в договоре упомянута
$AMZN — компаний будет платить по новым правилам. Акции всех трех эмитентов на премаркете в понедельник торгуются нейтрально.
Кроме перечисленных IT-гигантов, стоит отметить следующие компании с высокой (более 20%) и очень высокой (более 30%) маржой по чистой прибыли. Не все они являются налоговыми уклонистами, но повышенное внимание регуляторов на ближайшее время им обеспечено:
Из вышеперечисленных наибольший риск снижения имеют
$INTC и
$ORCL . Обе сейчас находятся под давлением со стороны конкурентов и постепенно теряют долю на рынке. У Oracle дополнительно есть проблема в виде крупного долга (более 7 размеров собственных активов).
В отрасли полупроводниковой индустрии сильнее всех на новости о глобальном налоге отреагировала
$QCOM : в минувший четверг, перед встречей министров G7, ее акции потеряли 1,5% и более 2% за первую половину недели.
В числе аутсайдеров на новостях также были бумаги Netflix (-2%), несмотря на довольно умеренную маржинальность бизнеса (14% по чистой прибыли) и отсутствие налоговых «грехов». Не исключено, что спекулятивное давление на эти акции продолжится.
Далеко не только IT
Традиционно в перечень налоговых уклонистов входят целые сектора с большой долей рынка за пределами США: фармкомпании (Pfizer, Merck), инвестбанки (JPMorgan Chase, Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citigroup), нефтегаз (Exxon Mobil, Chevron), медиакомпании (
$DIS , Comcast,
$T ), транспорт (FedEx), потребительский рынок (Starbucks,
$MCD , Coca-Cola, Nike).
Среди перечисленных наименьший риск роста налоговой нагрузки сейчас имеют нефтегазовые компании, а также Disney, поскольку они несут убытки, связанные с пандемией. Вне угрозы также AT&T, переживающая спад продаж, что, однако, не исключает появления проблем с налогами в будущем, когда ее бизнес стабилизируется.
Явные кандидаты на рост налоговой нагрузки сейчас —
$JPM (65,1% маржа по чистой прибыли), Visa (48,4%) и
$PM (29,6%). Рост рентабельности их бизнеса во многом связан с ростом денежной массы. Этот тренд может сохраниться на годы, что дает регуляторам возможность увеличивать налоговую нагрузку на корпорации.
Маржу выше средней также показывают: Amgen,
$MA , BlackRock, Eli Lylly — что создает потенциал для кратко- и среднесрочного снижения в их бумагах.
Выводы
Новый глобальный закон получился сбалансированным: он учел интересы США и стран ЕС. Из-под основного удара выведены топ-5 крупнейших мультинациональных компаний (Apple, Google, Facebook, Amazon, Microsoft), но при этом ожидается поэтапный рост нагрузки в менее крупных компаниях и других отраслях.
Уязвимо смотрятся компании с высокой маржой по чистой прибыли, у которых она такова по временным причинам, в первую очередь это полупроводниковая отрасль: Nvidia, Qualcomm, Intel. Компании сектора традиционно оптимизируют налоги в дешевых юрисдикциях.
Продолжение 👇