Дошли до ручек: поток жалоб заставил ЦБ отреагировать на
обман в рекламе вкладов
В ФАС подтвердили, что служба совместно с ЦБ продолжает разработку совместных рекомендаций для банков по информированию граждан об условиях вкладов. Тот факт, что изменения назрели, понимают и сами участники финрынка.
Новые требования ЦБ призваны повысить прозрачность информации о вкладах. Правила могут коснуться как таблиц ставок по депозитам, так и отображения информации о дополнительных надбавках к доходности.
Изменения потребовались из-за рекордного спроса россиян на сберегательные продукты. По данным ЦБ, средства населения на вкладах по итогам 2024-го достигли 57,6 трлн рублей — это на четверть больше, чем годом ранее. Проблема с неточным отображением информации стала назревать еще летом 2024-го — тогда в ФАС сообщали, что работают над новыми требованиями к рекламе сберегательных продуктов.
Банки могут недобросовестно отображать информацию не только в рекламе по телевидению или в интернете, но и на своих сайтах или в брошюрах, и даже на этапе заключения договоров.
Как правило, речь идет о неполном доведении до клиента всех параметров сделки и неоднозначных формулировках в документе, пояснила ведущий аналитик по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Виктория Лукина. Например, когда часть условий не представлена в договоре — там может быть отсылка на документ, который можно найти только на сайте банка. Именно поэтому важно указывать все детали в том же месте, где говорится о выгодной ставке.
— Также банки могут описать возможность ухудшения условий депозита, но критерии сформулированы недостаточно ясно и понятно, — пояснила Виктория Лукина.
Особый простор для таких нарушений дают вклады с возможностью снятия и пополнения средств, добавил экономист Андрей Бархота. Формулы расчета доходности по таким продуктам достаточно сложны, потому что учитывают величину неснижаемого остатка на счете. Неподготовленный человек может не разобраться с этой механикой, поэтому он может и не понять, что его процент оказался ниже ожидаемого.
Кроме того, сейчас банки часто предлагают повышенную ставку только на несколько месяцев, после чего они снижаются, уточнил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Также они могут недостаточно подробно уточнять, на каких условиях вклад будет пролонгирован после окончания срока своего действия.
------------
Проблема с "неточным" отображением информации стала назревать еще в 2024 😉
Это просто возмутительно - люди много раз указывали властям, что банки жульничают, создавая массу ловушек на грани жульничества для клиентов в условиях договоров по вкладам, но у власти с лета 2024-го все только "назревало".
За это назревание понимания у чиновников, что банки обманывают старушек и даже молодых людей, общество с лета 2024-го платило ЗП этим чиновникам. Теперь проблема "перезрела" и когда ничего не делать стало невозможно иначе можно получить окрик из Кремля о несоответствии, чиновники начали пытаться чесать затылки.
Где же социальная ответственность банкиров??? Похоже ее нет и никогда не было - все что можно сделать, чтобы клиент допустил ошибку, в ожиданиях результата заключения договора по вкладу или страхования жизни и прочего ущербного для клиента довеска, банкиры все это сделали!
Вместо того, чтобы наказать особо жульнические банки, чтобы другим было неповадно, чиновники меняют "правила информирования"
Чтоб я так жил!