Давайте вернёмся в 2023 год, и вспомним интересную выдержку из статьи ведомости до ipo евтротранс
$EUTR
– Вы вписываетесь в этот новый рынок?
– Нам пытались сказать, что «Евротранс» и сеть АЗК – это не формат бизнеса для IPO. Но вы знаете, [музыканту Григорию] Лепсу тоже лет десять говорили, что он не формат. Но шаблоны будут меняться, а неформатный подход – навсегда. Не удивлюсь, если через три года будут говорить: «О, универсальные заправки – это самое лучшее, во что можно инвестировать».
– А почему вас называли «неформатными»?
– Мне толком не объясняли. Некоторые люди, назовем их хейтерами, наверное, просто искренне высказали свое мнение. Но для нас единственный критерий – это практика. Если внебиржевой сбор заявок дает большую сумму, чем биржевой, значит, мы все делаем правильно.
– Я понимаю, что стоимость компании в рамках IPO диктуют инвестиционные банки. На момент торгов рыночная капитализация «Евротранса» составила 40 млрд руб. Вы с ней согласны?
– Я искренне считаю, что эта цена дисконтирована. Оценка бизнеса от аналитиков до IPO варьировалась в пределах 311–450 руб. за акцию. Я считаю, что «Евротранс» вполне может стоить 500 руб. за бумагу. Но в итоге мы определили, что дадим дисконт не менее 20% от самой нижней цены диапазона аналитиков, т. е. около 250 руб. Соглашусь, что оценку мы получили в июне [2023 г.], а на стоимость бизнеса влияет и капитализация, и ставка ЦБ, которые изменились к ноябрю. Но я хочу акцентировать, что инвестиционный проект – это долгосрочная история, ставка успеет снизиться, это всем очевидно. Поэтому удивительно было в сентябре начать читать материалы и посты про завышенную стоимость IPO. Видимо, просто это какое-то необоснованное, но очень искреннее мнение, которое люди высказывают.
https://www.vedomosti.ru/investments/characters/2024/04/23/1033494-mi-prishli-na-birzhu-s-proektom-a-ne-s-suhimi-multiplikatorami