Господа, давайте поспекулируем на тему P/E в нашей «любимой» Тесле
Сейчас у РАКЕТЫ этот индикатор равен ~1200. Много ли это? (Вставить нужные материнский слова) как много. Грубо говоря акция компании при текущей прибыли будет «окупаться» двенадцать столетий. Всем очевидно, что на данный момент Тесла раздута донельзя. Давайте прикинем какой P/E для неё будет справедливым.
Предлагаю сразу обозначить, что Tesla Motors - это автомобильная компания. Тесла получает деньги, когда продаёт машины и обслуживает их. Хрен его знает какая там рентабельность именно у детища Пресвятого Маска, но автомобильный бизнес не то, чтобы супер рентабельный. В среднем процентов 10. Правда тут стоит сделать поправку, на то у Теслы есть своя большая сеть электрозаправок.
У BMW P/E 12, например.
• Но Тесла же технологическая компания и двигает мир в прекрасное будущее.
Да технологическая, да двигает. Но деньги, то она получает опять же за счёт продажи своих S, 3, X, Y и в будущем Cybertruck’ов. Сегодня одних технологий мало для того, чтобы впарить свой электрокар. Если в 2012 электромобиль Tesla казался чем-то невероятным, то в 2020 их делают практически все знакомые нам производители. Прикладываю фотку продаж EVшек за 2019 год. Есть у меня подозрение, что через несколько лет 17% рынка у Теслы отожмут китайцы и всеми нами любимые тойоты, ниссаны и прочие ваги.
А ещё любые инновации связаны с большими вложениями и ещё большими рисками. Не получится поставить этот процесс на поток. Да, будут появляться прорывные технологии, но вместе с ними и неудачные проекты и чёрные дыры.
• Тесла же строит заводы и скоро будут выпускать ещё больше автомобилей!
Насколько я понимаю, пока нет проблем с тем, что Теслы не успевают штамповать. Да, рынок EV будет расширяться. Вместе со всеми остальными автопроизводителями. Только вот переоборудовать уже имеющиеся производство гораздо дешевле, чем строить с нуля.
• Но у Теслы же самые лучшие батареи!
Ну наверное лучшие. Сегодня. Я уже где-то видел новость о том, что кто-то там представил аккум с большей емкостью и долговечностью. Может я ошибся, и такой батарейки ещё нет. Значит появится завтра. Нужно понимать, что рынок электрокаров это лакомый пирог, кусок от которого все хотят откусить. И появление батарей нового поколения - исключительно вопрос времени, причём не самого большого. А ещё хочу напомнить, что у Теслы нет монополии на этом рынке. И не будет.
• У Теслы есть патенты, у конкурентов такого не будет!
Да почему не будет то? Знаете сколько у Apple патентов? И что конкуренты из-за них не могут делать смартфоны? Патенты дают преимущество, а не монополию.
Ну ещё у Теслы есть дочка SolarCity, которая совсем недавно перестала быть убыточной.
А теперь вспомним, что Тесла молодая компания, только совсем недавно вышла из убытков.
Давайте посчитаем какое P/E можно по приколу дать Tesla Motors:
10 за реальный сектор экономики
50 за технологичность и инновационность
10 за строящиеся заводы
10 за батарейки, патенты и СоларСити
Ну и 20тку за красавчика Маска
Барабанная дробь - 100! Или 40$ за акцию (если правильно посчитал). Понятное дело, что никто так реальную стоимость считать не будет, но и я же не дедушка Баффет.
Что думаете? Какой P/E дали бы РАКЕТЕБЛДЖ?
$TSLA