В Коммерсанте вышел материал о краудфандинге.
Мой расширенный комментарий:
Краудлендинг как производная кредитного рынка очень чувствителен к изменению ключевой ставки. Пожалуй, можно назвать этот сегмент самым чувствительным к изменениям денежно-кредитной политики. Все потому, что здесь достаточно высокие ставки – от 30% годовых и выше. Плюс заемщик платит комиссии платформам. То есть стоимость привлечения денег здесь достаточно высокая – от 30% до 70%. Некоторые заемщики – с небольшими оборотами или высокой маржинальностью на ранней стадии жизненного цикла – могут себе позволить брать деньги в долг под такую ставку, но далеко не все. Конечно, можно вспомнить времена, когда в 90х были ставки и выше 30% в месяц, но предприниматели занимали деньги под такой процент и даже отдавали. Однако, следует принимать во внимание, что в то время были совсем другими регуляторика, маржинальность и конкуренция по многим сегментам. Поэтому у бизнеса была возможность платить любые ставки. Сейчас конкуренция жесткая, регуляторика жесткая, ставки жесткие, маржа ниже. И инвестор смотрит в сторону депозитов, с гарантированной защищенной доходностью 21%. И, судя по риторике ЦБ, этот процент в ближайшее время может превратиться в 22-23%. Поэтому если Банк России не сместит свой фокус с обуздания инфляции с помощью поднятия ключевой ставки в сторону развития экономики, сегмент краудлендинга как наиболее чувствительный к изменениям ключевой ставки, первый увидит дефолты.
Перспектива роста у этого сегмента есть, она заключается в синергии краудлендинга и краудфандинга, когда один и тот же инвестор вместо того, чтобы давать заемщику в долг, инвестирует в его капитал. Здесь возможны даже комбинации – и инвестировать в капитал, и занимать деньги (конвертируемые займы). К тому же сейчас развивается множество платформ, которые являются местом встречи потенциального инвестора и заемщика – будь то в формате краудлендинга, краудфандинга или pre-IPO. Это своеобразная уберизация рынка венчурного капитала. То есть раньше владелец компании проводил встречи в течение полугода, лично объясняя разным фондам и инвесторам преимущества своего проекта или компании. Сейчас он проходит регистрацию на краудлендинговой или краудфандинговой платформе, сотни человек вкладываются в его компанию или проект небольшими суммами, и таким образом привлекается необходимый объем финансирования. И чем дальше развивается этот сегмент – тем внимательнее крупные игроки начнут на него смотреть. И если кто-то из этой категории – который является удобным с точки зрения технологического удобства для всех категорий пользователей – решит выйти на рынок краудлендинга и краудфандинга, это станет переворотом. И вероятность прихода какого-нибудь крупного игрока достаточно высока, на мой взгляд.
https://www.kommersant.ru/doc/7196268