2 февраля 2025
Европлан: стоянки забиты?
Новый пост из рубрики — #вопрос_к_эмитенту — в которой мы спрашиваем у компаний то, что реально волнует её акционеров и публикуем посты независимо от того, получили ответ, или нет.
Из-за высокой ключевой ставки лизинговый бизнес находится под давлением. Определенные опасения есть и у членов нашего ХИКа.
Поэтому, мы решили спросить у компании Европлан, как у них дела:
В сообществе инвесторов появилось расхожее выражение — ‘стоянки забиты’. Оно означает, что изъятую лизинговую технику уже некуда девать, а на организации стоянок для отстоя техники кто-то даже умудрился заработать.
Скажите, есть ли поводы для беспокойства относительно рынка лизинга? Европлан проходит текущий кризис лучше, чем коллеги по рынку, или хуже? Стала ли хуже ситуация с пропуском лизинговых платежей и что компания делает для того, чтобы сохранить темпы роста, в 2025 году? Можете ли вы дать инвесторам ориентир по показателям этого года относительно 2024?
Получили вот такой подробный ответ от IR компании Европлан Натальи Рыженковой:
Относительно тезиса изъятую технику некуда девать, не можем согласиться, т.к. в противном показатель объема реализации изъятой техники не рос, а снижался, в Европлане все наоборот, объем реализации изъятой техники вырос на 40% и составил 9.1 млрд рублей по итогам 9м 2024 года. (стр. 34 МСФО за 9мес 2024)
В тоже время высокая ставка безусловно давит на объемы нового бизнеса, в том числе объемы повторного лизинга изъятой техники. Ввиду этого техники на стоянке стало больше, что можно увидеть по динамике остатка изъятой технике, который по итогам 9м2024 составил 8,8 млрд рублей или около 3% от лизингового портфеля, что не является существенным.
Если говорить про объемы нового бизнеса, то по данным исследования Эксперт РА, за 9 месяцев 2024 г., Европлан сохранил лидерство среди независимых лизинговых компаний* и занял 6 место в общем рэнкинге по сумме всех сегментов лизинга среди более 100 российских компаний. За 9 мес. 2024 года новый бизнес компании вырос на 8% до 154,8 млрд рублей без НДС (184,7 млрд руб. с НДС).
Если говорить о финансовой отчетности, то пока мало кто из коллег по рынку регулярно публикует свои финансовые результаты по МСФО, что не позволяет проанализировать и сделать вывод, лучше мы проходим кризис или хуже.
Значимого роста частоты дефолтов во 2ПГ 2024 года мы не видим.
1) При повышении ставки Центрального Банка мы не увеличиваем лизинговые платежи по действующим договорам для клиентов, соблюдающим условия и не допускающим просрочек.
2) Также с некоторыми крупными клиентами мы реализуем пилотный проект по договорам лизинга с плавающими ставками. Согласно заранее согласованной и прописанной в договоре логике, лизинговые платежи изменяются при изменении ключевой ставки — как вверх, так и вниз. Это изменение платежей для обеих сторон сделки является ожидаемым, и клиент осознанно принимает на себя процентный риск. В результате он экономит за счет отсутствия в стоимости лизингового финансирования расходов на хеджирование процентного риска.
3) Как единственная лизинговая компания в РФ с наивысшим среди ЛК рейтингом собственной кредитоспособности (ОСК) «АА» продолжаем привлекать финансирования по наиболее выгодным условиям. 29.01.2025 будет собрана книга в очередном выпуске облигаций. Ждем всех инвесторов зафиксировать хорошую доходность на 3,5 года. — разместились под 24% (прим.ред.)
4) Продолжаем клиентам рассказывать об удобстве автоуслуг и выгодах, которые бизнес получает от организации их через Европлан
Предлагаем дождаться отчетности МСФО 2024, дата публикации 04.03.2025, вебинар и день инвестора 04.03.2025 — про ориентир по показателям 2025 года относительно 2024 (прим. ред.)
Нельзя сказать, что сейчас компания находится на своем пике. Но и критических проблем, которых опасаются инвесторы, у Европлана нет. Можно следить за рынком и покупать на просадках, чтобы хорошо заработать, когда ставка пойдет вниз.
LEAS #пульс_оцени #полезное