Новый прогосударственный менеджмент VK
$VKCO только взяв власть в свои руки тут же развил бешенную активность. Новостей было много, но основная их суть в том, что компания избавлялась от непрофильных убыточных активов, сосредоточившись на развитии рекламного ядра бизнеса - социальных сетей. Прямо скажем - доставку и долю в такси скинули за бесценок, а приличную сумму удалось выручить только за игровой бизнес. Можно долго дискутировать о том, стоило ли продавать активы в разгар кризиса за бесценок, но общая суть от этого не меняется. Размен убыточных инвестиций, а так же рост собственного рекламного бизнеса за счет ухода иностранных компаний (тенденцию хорошо видно по мощному отчету Яндекса {$YNDX} ) должен был привести к резкому росту прибыли. Просто что бы вы понимали масштаб, за 3й квартал у соцсетей выручка 18 млрд, а рентабельность по EBITDA около 50%. То есть только реклама может приносить 35 - 40 млрд EBITDA в год, при стоимости всей компании чуть более 100 млрд. Дешево? Несомненно!! Еще и менеджмент выкупил акции Naspers и теперь кровно заинтересован в росте прибылей бизнеса. При условии редомиляции (о которой разговоры уже идут на законодательном уровне) все успешно складывалось к появлению приличных дивидендов и росту котировок куда-нибудь в районе 800 рублей.
Увы, красивая и довольно очевидная картина начинает постепенно портиться, а новый менеджмент кажется готовится повторить ошибки старого. Вот список последних новостей:
- VK становится 100% владельцем образовательной платформы для школьников Учи.ру;
- VK будет развивать свою стриминговую площадку;
- компания развивает свой видеосервис на базе социальной сети вконтакте;
- VK потратит миллиард рублей на разработку своего движка;
- компания готовится запустить отечественный магазин мобильных приложений;
- VK купил производителя шоу для YouTube - Ъ
- VK планирует вложить около 300 млн руб. в российские студии видеоигр;
Как мы видим активность очень высокая. И приобретения в целом даже имеют логику. Вот только логика эта не экономическая, а политическая!! Раз крупные корпорации притесняют россиян в своих приложениях, мы создадим свое казино с блэкджеком и шлюхами, очередной раз посрамив НАТО и доказав свой суверенитет. Здорово! Другое дело, что каждый отдельный проект это значительные инвестиции - те самые деньги от рекламного бизнеса, которые раньше вкладывались в доставку, такси и Алибабу. Теперь они пойдут на создание шоу, игр и так далее. Проблем в таком векторе развития сразу несколько:
- масштаб рынка. 140 млн населения это много, но недостаточно, что бы вывести проекты на самоокупаемость. Из отчетов западных аналогов (NFLX, GOOG с его Youtube, SNAP и других) мы знаем, что подобным бизнесам для стабильной прибыли нужен огромный масштаб. Нет в России столько игроков, что бы окупались игры или стриминговая платформа для внутреннего рынка и столько любителей смешных видео, что бы создавать свой видеохостинг (как там дела у RuTube?) ;
- вторая проблема - конкуренция. Раз нас официально забанили, то можно не менее официально перейти на пиратскую территорию. Лучшие западные проекты с несопоставимым бюджетом и качеством доступны бесплатно. Нет, лично я готов платить за контент, но если условная Sony меня забанила, то я не настолько фанат, что бы создавать аккаунт через Турцию, дабы вручить японцам свои деньги.
Российский игропром попадает в ловушку. Что бы создать проект мирового уровня нужны большие инвестиции, но на внутреннем российском рынке такой проект никогда не окупится из-за ограниченного масштаба, а на внешний его не пустят из-за санкций. Вот и получается, что сегмент игр станет полем либо для инди проектов, либо для глубоко убыточных игр.
- ровно те же самые тезисы можно распространить и на онлайн образование (в отрасли уже высокая конкуренция, что вынуждает снижать цены, плюс масса вариантов классического заочного получения корочки), и на видеохостинг и так далее.
Окончание в комментариях.
#бородаинвестора #IT
#соцсети #реклама