Экспансия банков на рынок МФО продолжится, но не пугает
СЕО «МигКредит» Артем Быков
За год МФО, принадлежащие банкам, заметно нарастили долю на рынке микрозаймов. На фоне ужесточения регулирования потребкредитования банки ищут способы сохранить клиентов, и собственная микрофинансовая структура — оптимальный для такого случая вариант из-за менее строгого скоринга и меньшего чека.
По итогам I квартала 2024 года на долю МФО, принадлежащих банкам, пришлось более 41%, или 160,2 млрд рублей, в совокупном портфеле микрозаймов в России (388,4 млрд рублей). Год назад на «дочки» банков приходилось 112 млрд рублей, или 36% портфеля. Еще сильнее за это время выросла доля банковских МФО в общем количестве действующих договоров микрозайма — с 21% до 29%, пишет Forbes.
- Когда и почему банки стали создавать свои МФО или покупать действующих игроков? Почему в последний год присутствие и доля банковских МФО на рынке существенно выросли?
- Банки начали понимать, что им тоже интересно создавать собственные МФО, достаточно давно. Но в конце 2023 года количество банковских игроков, которые осознали это со всей глубиной, стало значительно больше. Осознали они это потому что стали понимать, что до 30% клиентов банков одновременно являются и клиентами МФО. У части банков кредитная политика не предусматривает выдачи денег таким клиентам, но вопрос об увеличении клиентской базы стоит достаточно остро. Поэтому банки стали все больше задумываться о том, каким образом этих клиентов от себя не отпускать и оставлять в своем периметре.
- Ощущаете ли вы конкуренцию с банковскими МФО? Насколько сильно она выросла в 2024 году?
- Конкуренцию с банковскими МФО замерить трудно, потому что они, как правило, не присутствуют на рынке СРА-сетей, откуда крупные МФО черпают свой трафик. То же самое можно сказать о партнерских интеграциях, потому что они носят адресный характер, как в случае с «МигКредит».
Однако банковские МФО начали активно появляться на маркетплейсах, причем не финансовых, а товарных. Я думаю, что конкуренция между нами действительно будет усиливаться. Она будет заключаться прежде всего в том, что банки будут пытаться не выпускать на рынок своих клиентов, но насколько у них это получится, покажет время.
- Станет ли приход банковских МФО драйвером для консолидации рынка?
- Консолидация микрофинансового рынка – это долгосрочный тренд, который сохранится на ближайшее время. Можно даже предположить, что с учетом последних регуляторных новаций центростремительные тенденции будут усиливаться. Причем будет усиливаться не только консолидация, но и переток части игроков микрофинансового рынка в серую зону.
Если говорить о конкуренции, то можно добавить, что для большинства банков область микрофинансирования остается достаточно непонятной, они только нащупывают в ней свой путь. На этом фоне те, кто будет приобретать готовые МФО, получат возможность развиваться гораздо быстрее. Те, кто выберет другой вариант, будут проходить достаточно длительный и тернистый путь к созданию собственных рабочих бизнес-моделей. Есть практика на рынке, которая показывает, что ряд игроков с этим не справилась. Они имеют в своем распоряжении МФО в каком-то замороженном состоянии или даже намерены их закрывать.
Другая часть вышла на рынок МФО с теми продуктами, которые им более-менее понятны, например, POS-кредитование. Потому что там достаточно прозрачный путь клиента от банковского POS продукта в микрофинансовый POS-продукт, с уже готовой со стороны банка оценкой таких клиентов по собственным моделям.
- Ждете ли вы каких-то действий от ЦБ в вопросе поддержания конкурентного рынка?
- Что касается ЦБ, то, наверное, можно ожидать, что если банки будут достаточно успешно выходить в сегмент микрокредитования и массово «переливать» туда часть своих клиентов, то рынок МФО продолжит свой рост. В свою очередь, это будет вызывать изжогу у регулятора, и он продолжит внедрение различных новых мер ужесточения правил игры.
#МигКредит #банковские_МФО #конкуренция #Forbes