$GAZP $ROSN $SIBN $LKOH $FLOT $NVTK $TRMK $CHMF $MAGN $NLMK
#дивертификация #экспорт #дружба #ВСТО_2 #ВСТО_1 #труба
1/2 Вчера Владимир Путин поручил правительству переориентировать экспорт углеводородов. Сейчас значительная доля нефти и газа экспортируется в Евросоюз, который, вне всяких сомнений, будет отказываться от российских энергоносителей.
«Необходимо диверсифицировать экспорт. Будем исходить из того, что в обозримой перспективе поставки энергоресурсов в западном направлении всё-таки будут сокращаться. Поэтому важно закрепить тенденцию последних лет: шаг за шагом переориентировать наш экспорт на быстрорастущие рынки юга и востока. Для этого уже в ближайшее время нужно определить ключевые объекты инфраструктуры и приступить к их строительству», - заявил Путин.
Понятно, что моментально Евросоюз не в состоянии отказаться от закупок нефти и газа из России. Тем не менее, тенденция очевидна. Экспорт углеводородов будет сокращаться. В особенности это касается нефти, мировой рынок которой диверсифицирован и найти замену не так сложно, как, например, по газу. Да, не полностью, но в значительной степени.
В целом, отказ Европы от наших углеводородов в долгосрочной перспективе нам выгоден. В Евросоюзе и так имеются огромные проблемы с развитием экономики, которая уперлась в потолок, а переход на дорогие энергоресурсы только лишь усугубит стагнацию. Пока все идет к тому, что Евросоюз последует по пути Японии, экономика которой не растет уже 30 лет. Тенденции очень похожи.
В это же время Юго-Восточная Азия и Ближний Восток продолжат развиваться огромными темпами. И наши углеводороды станут дополнительным драйвером развития их экономик. Это понимают все. Именно поэтому Индия, несмотря на колоссальное давление США, намерена и дальше скупать российскую нефть. Потому что очевидно, что по мере стагнации экономик Европы и США их роль в мировых процессах будет снижаться. Главное - переждать момент.
Однако для масштабной переориентации поставок нефти и газа России необходимо ударными темпами строить энергетическую инфраструктуру. И дело здесь не в деньгах: их у нас достаточно. Вопрос в разработке и реализации проектов. К сожалению, подобного рода масштабные проекты имеют печальный опыт затягивания. Например, речь о строительстве Силы Сибири до начала реализации проекта шла на протяжении 10 лет, а на полную мощность трубопровод выйдет только к 2024 году.
Сила Сибири-2 будет готова только к 2027-2028 гг. Или же вспомним нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан". 10 лет потребовалось для того, чтобы построить вторую очередь трубы.
Сейчас Россия экспортирует в Евросоюз 145-155 млрд кубометров газа и 4,5 б/с нефти и нефтепродуктов. Объемы большие. Тем не менее, "перекинуть" их можно.
Легче всего это сделать с нефтью. Фактически необходимо найти замену только нефтепроводу "Дружба", который связывает Россию с Германией. В прошлом году по нему прокачали 36 млн тонн. Это примерно 263 млн баррелей. То есть, около 0,72 тыс б/с. Все остальное экспортируется морем. А корабли можно пустить в любом направлении. Единственная проблема - фрахт, но данный вопрос решаем. Тот же опыт Ирана по созданию государственной судоходной компании показывает, что даже в условиях жесточайших ограничений сформировать мощный флот по перевозке углеводородов можно. К тому же, у нас есть госкомпания "Совкомфлот".
Строительство нефтепровода в Китай будет адекватной заменой "Дружбы". К тому же, по ВСТО-1 в КНР уже поставляется 30 млн тонн. Еще 50 млн тонн идет по ВСТО-2 в порт Козьмино, откуда уже кораблями нефть отправляется в Китай. В общем, необходимо построить одну "трубу", аналогичную ВСТО-1.