Небо под крыльями "Яковлева": достижения и вызовы
👀 Общий обзор
🛩️ Компания "Яковлев" является ведущим производителем гражданских и военных самолетов в России, входящим в ОАК и приносящим ей 30% выручки. В состав входят Иркутский авиационный завод, конструкторское бюро им. Яковлева и "Региональные самолеты". На предприятиях работают 20 тыс. сотрудников.
✈️ Гражданские самолеты:
- Суперджет-100 (до 100 пассажиров, полет до 4,5 тыс. км) на 70% зависит от импорта; разрабатывается SJ-New с полным замещением импорта.
- МС-21 (от 163 до 211 пассажиров, дальность до 6 тыс. км): доля импорта 50-70%; первый полет с двигателем Pratt&Whitney в 2017 г., планируется переход на российский ПД-14 к 2025 г.
🪖 Военные самолеты:
- Су-30СМ производства Яковлева – опаснейший европейский истребитель, используется Россией и союзниками.
- Учебно-тренировочный Як-152 проходит испытания, предназначен для начальной летной подготовки.
🗿 История компании
👨✈️ История компании началась с создания КБ Яковлева и Иркутского авиазавода в 1930-х гг. Перед Второй мировой войной ОКБ Яковлева выпустило истребитель Як-1, ставший основным самолётом того времени. После войны Яковлев разработал первый советский реактивный истребитель Як-15 и первый в мире реактивный пассажирский самолёт Як-40.
🧐 В 1992 г. завод был приватизирован и переименован в "Иркут". В 2008 г. он вошёл в состав Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК), которая владеет 87% его акций. В 2023 г. компания получила имя советского авиаконструктора Александра Яковлева.
💰 Финансовая часть
📊 Чистая прибыль ПАО "Яковлев" за первые девять месяцев 2024 года уменьшилась приблизительно на 14% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, составив 8,4 миллиарда рублей. Прибыль до налогообложения сократилась на 17%, достигнув отметки в 10,3 миллиарда рублей. Отчетность компании не содержит данных о таких показателях, как выручка, себестоимость продаж и долговые обязательства, ссылаясь на правительственные постановления от 4 июля 2023 года №1102 и от 28 сентября 2023 года №1587. Полная финансовая отчетность была представлена компанией в последний раз за первое полугодие 2022 года: тогда выручка составила 37 миллиардов рублей, себестоимость продаж – 25 миллиардов рублей, а долгосрочные и краткосрочные обязательства находились на уровнях 187 и 215,4 миллиарда рублей соответственно.
🤓 Преимущества / Риски
💪 Конкурентные преимущества
- Яковлев выигрывает от ухода Boeing и Airbus с российского рынка. Отсутствие импортных самолётов создаёт высокий спрос на продукцию отечественного производства.
- Объём заказов на новые самолёты втрое превосходит годовую выручку. В рамках программы развития авиации до 2030 года российские компании получат 142 самолёта SJ-New и 270 самолётов МС-21.
- Государственная поддержка. Яковлев активно участвует в государственных контрактах на производство самолётов.
⚠️ Риски
- Высокий процент импортных компонентов в составе самолётов. МС-21 и Суперджеты содержат всего около 30% отечественных деталей.
- Значительная долговая нагрузка: чистый долг компании превышает операционную прибыль более чем в 5 раз.
⚖️ Инвестиционный взгляд
📌 Компания "Яковлев" занимает ключевое положение среди российских производителей. Финансовая ситуация компании вызывает некоторые вопросы, что может указывать на возможные проблемы с операционной эффективностью или давлением внешних факторов. Тем не менее, несмотря на наличие ряда рисков, связанных с зависимостью от импорта и высокой долговой нагрузкой, компания «Яковлев» обладает значительным потенциалом для роста благодаря государственной поддержке.
💼 Портфель
⛔ Предпочитаем избегать включения подобных активов
$IRKT в наши инвестиционные портфели. Главная причина такого подхода заключается в отсутствии полного раскрытия отчётности. Вложение средств в такие инструменты напоминает игру в «русскую рулетку».
#дайджест_пульса #пульс_оцени #прояви_себя_в_пульсе #авиапром #авиация #обзор #разбор #прогноз #идея