Яндекс {$YNDX} отчитался за 2 квартал 2021 года по МСФО. Громкие заголовки взбодрили инвесторов:
- выручка выросла на 70% YoY!!
- компания повысила прогноз роста выручки на 2021 год до более чем 50%;
- доставка удвоила обороты,
- и так далее и тому подобное.
Супер! Более того, компания действительно перестала быть просто поисковиком и превратилась в огромную корпорацию со множеством подразделений! Теперь Яндекс выделяет 6 ключевых сегментов, каждый из которых внутри себя содержит еще несколько бизнесов:
- поиск (браузер, навигатор, карты, Толока, почта);
- мобильность (такси, логистика, фудтех);
- e-commerce (Яндекс-маркет);
- медиа сервисы (Кинопоиск, Афиша, музыка);
- доски объявлений (Авто.ру);
- новые инициативы (Дзен, облако, автопилот и прочее).
Также Яндекс уже купил банковскую лицензию и намеревается добавить банк в пакет своих многочисленных активов (вместе немного грустим о несостоявшейся сделке с Тинькофф {$TCS}).
Выглядит впечатляюще, растет еще более впечатляюще, от перспектив захватывает дух. Вот только есть одна проблемка. Деньги. Супер инноваторы из IT гиганта каким-то невероятным образом умудрились проспать два ключевых тренда современности:
- всеобщую цифровизацию финансов с упрощением доступа к счетам, операциям, переводам и так далее;
- электронную коммерцию - абсолютная доминанта ближайшего будущего, в которое уже устремились конкуренты.
Провал выглядит еще более впечатляющим если вспомнить, что в свое время у Яндекса был проект в каждом направлении. В финтехе были Яндекс-деньги и Яндекс-инвестиции, которые благополучно умерли не родившись. Был и свой маркетплейс, который сейчас превратился в Яндекс-маркет и перезапустился с нуля. И во всех этих областях, которые вроде бы не должны были стать проблемой для компании с огромными компетенциями в IT, Яндекс на световые годы отстал от основных конкурентов полностью проиграв конкуренцию. Вряд ли вы слышали про огромные зарплаты разработчиков в Wildberries, но это №1 E-commerce в России с огромным оборотом, который к тому же активно выходит на зарубежные рынки!
Про финтех и говорить не приходится. Пример Тинькофф хрестоматиен, но благодаря их инновациям электронный банкинг стал нормой для любого крупного банка в стране! Сбер
$SBER, ВТБ
$VTBR, ПСБ, Открытие, даже убогий РСХБ - все обзавелись мобильным приложением и более-менее внятным онлайн функционалом!! Что в это время делал Яндекс? Спустя 5 лет после революции они только-только разродились покупкой лицензии.
Ну так к чему это я. Поскольку менеджмент Яндекса благополучно проспал два самых главных тренда современности, компании приходится:
- выходить на очень плотный рынок с кучей конкурентов;
- вкидывать кучу бабла, чтобы просто оставаться конкурентно способными.
И деньги действительно льются рекой. Например, убыток по EBITDA Яндекс маркета больше его выручки!!! Компания не меняет рубль на 90 копеек, как в известном анекдоте, пока она просто раздает рубли всем желающим!! Знаю пару телеграмм каналов, где принято смеяться над убыточными американскими стартапами, работающими по такой же схеме. Но видимо объективная правда про Яндекс, развивающийся по аналогичной схеме, просто не вписывается в их картину мира.
Далее - фудтех. Перспективный бизнес. Вот только есть несколько ключевых проблем, которые, скорее всего, не позволят выйти этому сегменту в плюс в ближайшие годы:
- низкая рентабельность;
- конкуренция;
- узкий рынок. Реально окупаемой в ближайшие годы доставка может стать лишь в нескольких ключевых мегаполисах страны - Москва, Питер, Казань, Новосибирск и еще десяток городов. В большей части остальной страны из-за расстояний приложения вроде Delivery будут хронически убыточными (точнее их просто там не будет);
- и самое главное. Низкие и падающие доходы населения!
Продолжение в следующем посте
#бородаинвестора #Яндекс #отчет #мсфо #IT
#поиск #стартапы #развитие #мультипликаторы