🚂 Грузоперевозки по ЖД за октябрь 2024г. — снижение темпов продолжается свыше года. У металлургов, застройщиков и угольщиков — большие проблемы.
По данным РЖД легко отслеживается динамика перевозки грузов, за каждым сырьём стоит та или иная компания, поэтому на основе показателей можно сделать вывод об успешности сектора (конечно, необходима ещё цена сырья, и не все используют только ЖД для транспортировки). Давайте рассмотрим данные за октябрь:
💬 В октябре погрузка составила 96,9 млн тонн (-6,2% г/г, в сентябре погрузка составила 94,5 млн тонн), 5 месяц подряд погрузки ниже 100 млн тонн, данное снижение чувствительно ещё тем, что данные цифры сопоставимы с кризисным 2009 годом (даже в ковид было лучше). Напомню вам, что последний раз положительная динамика была показана в сентябре 2023 г. (100,9 млн тонн, +0,2% г/г), как итог — 13 месяцев подряд снижения.
💬 Погрузка с начала 2024 г. составила 986,6 млн тонн (-4,2% г/г).
Теперь переходим к самому интересному, а именно к погружаемому сырью (взял основное, остальной список по ссылке):
🗄 Каменный уголь — 26,1 млн тонн (-9,4% г/г)
🗄 Нефть и нефтепродукты — 16,9 млн тонн (-1,7% г/г)
🗄 Железная руда — 9,4 млн тонн (+3,3% г/г)
🗄 Чёрные металлы — 4,7 млн тонн (-20,3% г/г)
🗄 Химические и минеральные удобрения — 5,6 млн тонн (0% г/г)
🗄 Лесные грузы — 2,2 млн тонн (+4,8% г/г)
🗄 Зерна — 2,9 млн тонн (-9,4% г/г)
🗄 Строительных грузов — 9,3 млн тонн (-13,1% г/г)
➕ Лесные грузы в плюсе, Сегеже остаётся надеяться только на девальвацию ₽ и доп. эмиссию, потому что ставка в 21% не дремлет.
0️⃣ Положительная тенденция в погрузке удобрений — закончилась (месяцем ранее минус), в недавнем разборе про ФосАгро писал, что экспортная пошлина (благо правительство отменяет с начала 2025 г. её) и увеличение CAPEXа влияют на FCF, а прирост долговой нагрузки может в будущем уменьшить див. выплаты (чистый долг/EBITDA > 1,5, на дивиденды направят не более 50% от FCF), сейчас дивиденды рекомендуют согласно див. политике и не платят в долг, но целесообразность их выплаты вызывает вопросы, теперь, похоже, добавилось снижение производства или продаж.
➖ В нефти и нефтепродуктах 2 месяц подряд образовывается минус, всё из-за сокращения добычи сырья: согласно отчёту ОПЕК+, РФ в сентябре сократила добычу нефти на 28 тыс. б/с, до 9,001 млн б/с, но превысила план в рамках договорённостей по сделке ОПЕК+ на 23 тыс. б/с. РФ должна компенсировать сокращение добычи нефти за ранее превышенные квоты, поэтому в последующих месяцах добыча будет только сокращаться.
➖ Чёрные металлы и цветные продолжают своё падение на дно, по данным WSA в сентябре выпуск стали в РФ падает 6 месяц подряд. Недавно разбирал отчёты Северстали и ММК, там ничего хорошего не нашёл, проблемы металлургов всё те же (строительная активность замедлилась, цена на сталь продолжает снижаться, новые налоги и перестроение логистики).
➖ Главный груз РЖД давно в минусе — это уголь (Распадская, Мечел), всё «благодаря» санкциям, росту тарифов перевозки (южное направление убыточное) и снижению цен на уголь.
➖ В зерне минус из-за слабой урожайности.
➖ Строительные грузы полетели вниз из-за того, что с 1 июля завершилась массовая льготная ипотека и видоизменилась семейная, а мы знаем, что, например, у ЛСР доля заключённых контрактов с участием ипотечных средств составила 88% во II квартале 2024 г. по сравнению с 76% во II квартале 2023 г. Тем самым застройщики пытаются меньше строить, чтобы ограничить предложение и нормализовать спрос .
📌 Проблемы происходят и в самой компании (нехватка локомотивов, комплектующих и персонала), но она отмалчивается, не предпринимая никаких к этому действий. Решать данные проблемы необходимо, понятно, что с учётом санкций сложно, но, например, с тем же персоналом вполне возможно (поднятие зп, улучшение условий труда, обучение и т.д.). А тем временем госкомпания купила небоскрёб в Москва-Сити под штаб-квартиру, «правильное» решение всех проблем.
$SGZH $RASP $MAGN $CHMF $PHOR $LKOH $SMLT $ROSN
#инвестиции #ржд #акции