Продолжаем искать справедливую стоимость компании Майл {$MAIL} через оценку отдельных ее бизнесов.
3) Новые инициативы. Компания как-то очень странно в этом сегменте называет лишь проекты Юла, "Клипы" Вконтакте и платформы рекомендаций Пульс и Relap. Я сюда добавлю еще образовательные платформы Skillbox и GeekBrains, показатели которых видимо зашиты в других сегментах.
Юла - выручка растет на 15%, убыток по EBITDA сокращается, выход в безубыток планируется в конце 2022 года. Успешно интегрировались с ВК, запустили сервис объявлений " VK Работа" на который пришлось 18% выручки. В целом неплохая доска объявлений, которая в будущем может создать конкуренцию Авито. Я сам когда-то на ней продавал какие-то вещи и в целом мне все показалось удобным (но это было пару лет назад). С текущими темпами роста сервис можно оценить в 2 выручки или в 6 - 8 млрд рублей. Округлим до 10 млрд.
Skillbox и GeekBrains (EdTech) - на фоне пандемии выручка сервисов утроилась и по прогнозам компании в 2021 году достигнет 9 млрд рублей (+50%! YoY). Вот только есть одна проблема: маржа этого бизнеса совсем не выросла и прогнозы на 2021 год максимально размытые - "положительная EBITDA". Если бы это был американский рынок мы бы легко оценили компанию в 9 - 10 выручек, вывели на IPO и разбогатели. Но это суровая Россия, поэтому убыточный бизнес после волны хайпа оценю максимум в 0,5 выручки или 5 млрд рублей.
Клипы и Пульс пока оценивать нет смысла. Первая часть ВК, а у второго мизерная выручка и нужен он больше для создания экосистемы и вот этого всего. Итого, сегмент "новые инициативы" вносит в капитализацию примерно 15 млрд рублей и нулевую EBITDA. Не густо, но кто его знает, вдруг этот Пульс таки будущий единорог?
4) Совместные предприятия.
Компания «О2О» (равные доли у Сбера
$SBER и Mailru Group) включает в себя следующие бизнесы в сегменте фудтех: Delivery Club (98,1%), Самокат (85,1%), r_keeper (99,1%) и «Кухню на районе» (84,7%) и сервисы в сегменте транспорта, включая Ситимобил (97,4%) и Ситидрайв (ранее YouDrive) (77,3%) .
Доставка всего и вся это однозначно будущее, но в данный момент это очень дорогое будущее. Допустим, понятно где лежит маржа Деливери Клаб - рестораны заинтересованы в повышении продаж, а клиент готов платить премию за вкусное блюдо доставленное прямо на диван, особенно в разгар пандемии. Маржа Delivery зашита в чуть более высокую стоимость блюда и стоимость самой доставки. Но где взять маржу доставки йогуртов из супермаркетов, когда почти треть населения страны живет за чертой бедности, экономит на хлебе и покупает продукты по акции? Кажется, что тут нет маржи, зато есть огромные расходы на выстраивание логистики, уходящие буквально в бесконечность по мере роста количества заказов. Доставка еды из супермаркетов это сегмент, который пугает меня сильнее всего. Рост масштабов будет только увеличивать расходы и непонятно в какой момент компании смогут работать хотя бы в ноль. 40 млрд квартальной выручки это круто (из них 20 приходятся на Майл) и это та самая экспонента, которую так любят венчурные фонды. Но вот без операционной прибыли мы так и будем видеть в отчетности графу "убытки от доли в ассоциированной компании" на несколько миллиардов рублей.
Но не все так плохо. Внутри "О2О" все таки есть агрегатор такси Ситимобил, а на руках у нас есть пример Яндекс Такси, который уже работает в прибыль и стремительно наращивает маржу (еще есть примеры вечно убыточных
$UBER и
$LYFT, но о них думать не хочется). То есть в среднесрочной перспективе в зависимости от скорости масштабирования Самоката (который будет увеличивать убытки) и других подсегментов (которые будут сокращать убытки или даже давать прибыль) консолидированная EBITDA все таки должна выползти в прибыль.
Продолжение в следующем посте
#бородаинвестора #Майл #MAIL #отчет #мсфо #IT
#вконтакте #ММО #игры #соцсети