Игорь Дементьев,
директор по привлечению инвестиций ГК Denum
Скоринг: кто и как пишет на нас “характеристики”
Давайте вместе проследим эволюцию скоринговых систем — от классики до инноваций
Скоринг (от англ. score, «счет») — это метод оценки платежеспособности заемщика с помощью специальных математических моделей. Он широко используется в банковской сфере и других кредитных организациях для принятия решений о выдаче займов. Это автоматизированный метод — то есть, человеческий фактор здесь исключен. На основе анализа массива данных о клиенте, алгоритм рассчитывает вероятность, что деньги вернут в срок.
При дальнем взгляде может показаться, что оценить благонадежность потенциального заемщика относительно просто. Заглянуть в кредитную историю, посмотреть на уровень и стабильность дохода, соотнести с возрастом, узнать, есть ли движимое/недвижимое имущество… Раньше в банках так и делали — если кредит берут впервые, смотрели на доход и имущество, если не впервые — на то, были ли просрочки по прежнему кредиту.
Однако так примитивно к этому вопросу давно уже не подходят, так как это по сути «чапаевский метод» оценки — все равно что на картошке.
Скоринговые «призраки»
Технические средства и программное обеспечение, используемые для скоринга, могут различаться в зависимости от конкретной системы и ее целей. Однако на выходе все они выдают скоринговый балл — чем он выше, тем больше шансов получить одобрение на кредит.
С 2022 года Центробанк утвердил единую шкалу кредитного рейтинга. До этого разные кредитные бюро считали по-разному — где-то высший балл был 850 (как в Национальном бюро кредитных историй), где-то — 1200+ (как в Объединенном кредитном бюро). Теперь всех россиян оценивают по шкале от 1 до 999.
При этом разные организации применяют разные системы анализа и алгоритмы. Например, считается, что традиционный кредитный банковский скоринг, в котором используют оценочные карты и линейные модели, сегодня устарел. И дело даже не в том, что из-за этого банки выдают кредиты «не тем». Как раз ситуация ровно обратная — огромное количество потенциально добросовестных заемщиков отсеивается скоринговой системой уже на начальном этапе. Просто потому, что они не вписываются в шаблон.
Например, это могут быть:
- финансово состоятельные заемщики, которые вполне способны вносить платежи без задержек, но их кредитная история при этом подпорчена. Скажем, кто-то в пору юности брал кредит на первый автомобиль и допустил по нему несколько просрочек.
- сегодняшние молодые люди, у которых есть не только желание, но и возможности запустить стартап. В подобных случаях очень часто отказывают, так как нет достаточной информации для оценки потенциального заемщика.
Все это приводит к тому, что кредитная организация теряет клиентов — и немало. Скоринговые системы постоянно совершенствуются, в том числе, и за этим — чтобы выявлять «кредитных призраков», которых традиционный скоринг просто не видит.
Есть и другие недостатки скоринговых банковских систем. Если нет кредитной истории, ни один банк не сможет со 100% уверенностью определить будущее поведение заемщика, опираясь только на результаты скоринга.
Довольно часто банковская оценка не поддается изменениям — если скоринговая система выдала «непроходной балл», заявка автоматически переводится в отказ, исправить результат нельзя.
Наконец, если программа оценивает не клиента, а его ответы на вопросы, то подготовленный заемщик может обмануть систему, успешно пройдя анкетирование и получив положительное решение о выдаче ссуды.
Дальше – еще интереснее…
#Denum #скоринг