Мы продолжаем наш обзор нетипичных, но перспективных и успешных компаний на рынке нефти. Нашими следующими кандидатами на долю в портфеле становятся компании, перевозящие нефть по морю, — гиганты и будущие лидеры в сфере транспортировки нефти, ведь 63% всей добытой нефти перевозится по морю. Именно из-за этого данный сектор является критически важным: угрозы срывов поставок в этих точках ведут к серьезным изменениям в конъюнктуре.
Из-за большого расстояния между местом добычи нефти и местом ее переработки и потребления морские перевозки являются основой мировой нефтетранспортной системы.
Мы уже знаем, что первоначально нефть и керосин путешествовали в бочках, однако экономическая эффективность такого способа при растущих объемах транспортировки резко снизилась.
В 1873 году астраханские купцы братья Артемьевы переоборудовали деревянную парусную шхуну «Александр» в первое в мире нефтеналивное судно.
В 1878 году братья Нобель построили специализированное металлическое нефтеналивное судно — пароход «Зороастр», первый в мире танкер с возможностью перевозки нефти прямо внутри корпуса.
На сегодняшний день танкерные перевозки занимают 60% нефтяного грузопотока, а танкеры являются самыми крупными судами.
Танкеры перевозят нефть по экономически обоснованным маршрутам. Основные маршруты включают каналы и проливы, которые становятся важными географическими точками. Срывы поставок в этих точках ведут к значительным изменениям на рынке нефти.
Находится между Ираном и ОАЭ и предоставляет выход ближневосточной нефти в Индию, Китай, Японию, США и Европу. Поток через пролив достигает 40% от мирового.
Пролив, соединяющий Индийский и Тихий океаны, кратчайший путь для ближневосточной нефти на азиатский рынок.
Расположен между берегами Йемена и Сомали. Благодаря Суэцкому каналу является связующим звеном между Средиземным морем и Индийским океаном.
Система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Проливы чрезвычайно важны для российского экспорта нефти и нефтепродуктов в Европу.
Босфор и Дарданеллы — чрезвычайно загруженные торговые морские пути, используются для транспортировки нефти из Каспийского региона.
Узкий перешеек между Южной Америкой и Северной. Большие танкеры не могут проходить через этот канал из-за его недостаточной глубины, поэтому перевозка нефти осуществляется в небольших объемах.
Теперь вам известны основные маршруты перевозки нефти, а сейчас давайте выясним, на чем ее перевозят. Расскажем подробнее о судах для перевозки нефти и нефтепродуктов.