Следующие три урока мы будем разбирать разные мультипликаторы, которые используют инвесторы для оценки компаний. Начнем с простых и постепенно перейдем к более сложным и редко используемым.
EPS показывает, сколько чистой прибыли приходится на одну акцию. EPS — это не мультипликатор, а ключевой финансовый показатель, который отслеживают аналитики в финансовых отчетах компаний наряду с выручкой и EBITDA.
Чтобы узнать EPS, надо разделить годовую прибыль компании (Earnings) на количество акций в обращении.
Как считать: EPS = чистая прибыль / число акций.
По этому показателю сложно сравнивать компании: от количества акций на рынке эффективность бизнеса не зависит, а их цену мы здесь не учитываем. Зато на его основе рассчитывается очень популярный мультипликатор P/E, которым пользуются все инвесторы.
P/E — самый популярный и универсальный мультипликатор, ведь в инвестировании нас в первую очередь интересует прибыль и окупаемость.
Как считать: делим стоимость акции компании (Price) на годовую прибыль, полученную на акцию (EPS).
Стоп. В прошлом уроке мы считали P/E по капитализации компании и ее годовой прибыли, а сейчас появилась прибыль на акцию. Почему так?
В большинстве случаев никакой разницы не будет, считать можно двумя способами. Но среди зарубежных аналитиков принято считать через цену акции и EPS — поэтому все так и считают.
P/E показывает, за сколько лет бизнес окупится. Например, у Газпрома P/E = 10. Это значит, что за 10 лет бизнес заработает прибыли столько, чтобы полностью отбить свою стоимость. При этом из-за других факторов окупаемость по мультипликатору P/E может никак не влиять на стоимость акций.
Если упростить, то чем мультипликатор больше, тем хуже: бизнес будет дольше окупаться, а вы как инвестор позже начнете получать прибыль. Так, у Nvidia P/E = 220, и это очень много. Есть вероятность, что компания сильно переоценена.
P/E может быть отрицательным — если сейчас компания ничего не зарабатывает, а несет убытки. При этом не стоит сравнивать компании с отрицательным P/E. Например, P/E = –5 означает, что компания убыточна в данный момент. И все. Не ищите скрытого смысла в отрицательных значениях этого мультипликатора.
Это необязательно плохой знак. Некоторые компании вкладывают все деньги в развитие — когда активно расширяются или запускают новое производство.
Например, Tesla несла убытки на протяжении десяти лет, потому что активно строила заводы и налаживала производство электрокаров. Но инвесторы верили в Илона Маска, поэтому акции компании продолжали расти.
В 2020 году Tesla показала первую прибыль, а в 2021-м увеличила ее в несколько раз. Так что отрицательный P/E — это не приговор.