Мы разобрали, какие мультипликаторы используют инвесторы и где их смотреть. Осталось самое важное — как их правильно использовать.
Мультипликаторы не дают полной информации о бизнесе. Мы не можем посмотреть несколько показателей и узнать о компании все: увидеть все ее проблемы и риски, понять перспективы роста и так далее.
Мультипликаторы лучше использовать для быстрой оценки. Например, инвестор хочет добавить какую-то компанию в портфель. Он может изучить мультипликаторы и понять, есть ли у нее потенциал роста, переоценена ли она, нет ли подозрительных сигналов. Если все устраивает — изучить компанию более детально.
Или мы сравниваем несколько компаний в отрасли и выбираем, в какую из них инвестировать. Подробно вникать в каждую из них долго и сложно, особенно если инвестиции не ваша основная работа.
Проще сравнить компании по мультипликаторам, выбрать двух-трех сильных кандидатов и уже их рассматривать подробно.
Некоторые начинающие инвесторы принимают решение о покупке, ориентируясь только на популярный P/E. Срок окупаемости низкий — значит, надо брать. Это ошибка, ведь один мультипликатор не может показать всего. Вдруг компания погрязла в долгах, или ее выручка стабильно падает уже пять лет.
Низкие P/E и P/S не обязательно говорят об эффективности и прибыльности компании. Иногда инвесторы видят какие-то проблемы в компании и боятся покупать ее акции. Обнаружить такие потенциальные проблемы помогает более детальный анализ.
Поэтому грамотные инвесторы никогда не ориентируются только на один мультипликатор.
Сравнивайте компании по всем показателям: прибыли, выручке, долгам, активам, рентабельности, динамике и так далее. Так вы получите более ясную картину и сможете принимать взвешенные решения.