Государство играет важную роль в экономике, и у него есть большое количество инструментов, способных влиять на темпы роста ВВП, инфляцию и другие показатели, которые мы разбирали в предыдущих уроках. Обычно они используются, когда экономика выходит из равновесия, например в периоды экономического спада или слишком быстрого роста цен.
Все инструменты можно разделить на две большие группы — фискальную и монетарную политику. Фискальная политика влияет на экономику через изменения в государственном бюджете (доходах и расходах государства), которые обычно разрабатываются правительством и принимаются парламентом и президентом.
Если государство хочет поддержать экономику, оно, как правило, увеличивает расходы в бюджете или уменьшает доходы. В результате у населения и компаний становится больше ресурсов, которые они могут потратить на покупку товаров и услуг. Но бывают ситуации, когда экономика «перегрета», т.е. растет слишком быстро, тогда государство увеличивает доходы и снижает расходы.
Доходы государства формируются в основном за счет налогов и сборов (НДС, НДФЛ, налог на прибыль, таможенные пошлины, акцизы и т.д.). Также государство зачастую владеет различными компаниями и получает дивиденды из их прибыли — это особенно актуально для России, где большинство крупных корпораций полностью или частично принадлежат государству.
Для стимулирования экономики государство может снизить ставки налогов или дать временные налоговые льготы. Для того чтобы «охладить» экономику, оно, наоборот, увеличивает налоги и сборы. Однако значительные изменения налогов происходят не часто и, как правило, анонсируются заранее, так как сильно влияют на благосостояние населения и деятельность компаний.
Более гибкий инструмент для влияния на экономику — государственные расходы, которые включают расходы на поддержку части населения (пособия, стипендии и т.д.), расходы на здравоохранение, образование, национальную безопасность, субсидии компаниям в некоторых отраслях экономики и т.д.
Государственные расходы обычно можно изменять быстрее, чем налоги, и делать это более точечно — например, поддержать определенную категорию граждан или компании в определенных сферах. Как правило, во время кризисов государство увеличивает расходы, чтобы поддержать экономику, а в периоды быстрого экономического роста, наоборот, ограничивает их увеличение.
Наглядным примером динамики государственных расходов в кризисные периоды стал 2020 год, когда пандемия коронавируса вызвала сильный экономический спад. Многие страны резко увеличили государственные расходы: например, в США их доля от ВВП увеличилась с 32—33% до 42% — рекордный показатель.