$SBER Влияние сделок покупки/продажи на стоимость акции. Часть 1
Что-то радует нас пульс новостями о возможных сделках покупки/продажи компаний и всех интересует, как же покупка отразится на стоимости акции. Менеджеры, конечно же, приподносят сделки как победу (иначе зачем эта сделка нужна), а инвесторы принимают новости как положительный сигнал. Как же на это смотреть с точки зрения корпоративных финансов?. Новость можно считать положительной только в том случае, если удалось "отжать" чей-то бизнес с большим дисконтом. Если же компания покупает другую по рыночной цене, достигнутой в ходе переговоров с продавцом, то новость в момент сделки лучше считать нейтральной. Думаю, будет проще это понять осознав, что у любой сделки есть другая сторона. Например, Сбербанк договорился о покупке Озон за 102 руб и считает сделку выгодной. Но с другой стороны есть продавец, АФК система и Баринг восток - две крутые инвестиционные компании. И если продавцы соглашаются, значит они тоже считают сделку на 102 руб выгодной. Момент сделки можно сравнить с моментом покупки вами акции на бирже - вы купили в надежде на рост, а кто-то вам продал в надежде на падение. И если на бирже время и котировки покажут правильность вашего решения, то в случае с покупкой Озона оценить выгоду от покупки скорее всего можно будет только при продаже следующим покупателям.
Может ли сделка быть выгодной и для покупателя, и для продавца? В отличии от сделки на бирже может. Например, сейчас покупаемая компания зарабатывает 10 руб. Если акционеры согласны на доходность 10% в год, то они оценят компанию в 100 руб. Покупатель же надеется, что за счёт оптимизации и интеграции прибыль покупаемой компании удастся повысить до 10,5 руб. Тогда для покупателя бизнес стоит 105 руб. В итоге где-то на 102-103 руб могут договориться. В итоге продавец получил больше, чем стоил его бизнес, а покупатель получает перспективу роста прибыли.
Если говорить об источниках роста прибыли, то торгуемые компании обычно приобретают бизнесы с целью роста прибыли за счёт горизонтальной или вертикальной интеграции:
А) Горизонтальная интеграция. По сути это расширение текущего бизнеса по горизонтали - в плоскости клиентов, географии, продуктовых сегментов. То есть одна компания покупает другую для наращивания своих производственных мощностей, расширения клиентской базы, расширения географического присутствия, расширения продуктовой линейки и т.д. Например, один банк покупает другой. По сути же один банк покупает кредитный портфель и депозиты вместе с клиентами другого банка.
Б) Вертикальная интеграция. Обычно компания встроена в цепочку создания ценности. То есть имеются другие компании, которые предоставляют товар/услуги нашей компании, условно находятся выше по цепочке. И имеются компании, которые приобретают услуги/товар нашей компании, то есть находятся ниже в цепочке. С банками данный пример не показателен, поэтому рассмотрим на примере автомобиля: железнорудная компания -> производитель металлопроката -> производитель автозапчастей -> производитель автомобилей -> автосалон. И любой из участников данной цепочки может купить другого участника - это и будет вертикальной интеграцией.